6 сентября 1976 года над японским городом Хакодате был замечен неопознанный самолет, что встревожило жителей. После нескольких кругов над аэропортом самолет приземлился. Однако пилот не рассчитал длину взлетно-посадочной полосы. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, уронив несколько антенн. Полицейские и сотрудники аэропорта, окружившие самолет, не могли поверить своим глазам. На крыльях истребителя виднелись красные звезды. Внезапно из кабины выскочил пилот, размахивая пистолетом и требуя, чтобы никто не приближался к самолету. Однако вскоре после этого он попросил переводчика и добавил, что будет просить политического убежища.
В то же время японские военные искали самолет, вторгшийся в воздушное пространство и сумевший уйти от перехватчиков. И Павел. Раздался звонок из Хакодате, после которого разведка сообщила: нарушитель воздушного пространства найден. Он приземлился на нашей территории. Перед ними был советский высотный истребитель Миг-25, советский кодированный, натовский кодированный, сверхзвуковой высотный истребитель, сверхзвуковой истребитель - "Летучая лиса". В США шли дискуссии об уникальных особенностях этого самолета, но все детали были совершенно секретными для Советского Союза. И вот возникла уникальная ситуация: советский летчик привез секретный истребитель и согласился сотрудничать.
В то же время в аэропорту Соколовка на Дальнем Востоке сообщили, что Миг-25, пилотируемый лейтенантом Виктором Беленко, не вернулся из планового полета, и заместителю начальника войск ПВО маршалу авиации Евгению Савицкому было приказано продолжать поиски самолета и докладывать о выполнении задания каждые полчаса. В этот момент Савицкий предположил, что самолет потерпел крушение или был вынужден совершить аварийную посадку. Что могло произойти - о предательстве не могло быть и речи.
Однако вскоре после этого из Японии пришло сообщение, что там приземлился Миг-25. Советы не верили, что Беленко ищет политического убежища, и говорили о провокации Запада. Однако когда представители посольства Советского Союза встретились с летчиком, он открыто заявил:
Я приехал сюда добровольно и не намерен возвращаться. Я буду просить политического убежища!
Несмотря на заявления пилота. Официальная версия в советской прессе заключалась в том, что лейтенант Беленко совершил аварийную посадку в Хакодате из-за отсутствия топлива, а затем был преступно похищен японскими властями по приказу Вашингтона.
В то же время директор ЦРУ Джордж Буш заявил, что сотрудничество между американскими спецслужбами и советским летчиком работает хорошо.
Позднее советские эксперты восстановили последовательность событий. 6 сентября 1976 года Беленко вылетел из Соколовки в 6.45 утра и опустился на высоту 30 метров. Таким образом, ему удалось скрыться от советских и японских радаров. Войдя в воздушное пространство Японии, Беленко летел на высоте 6 000 метров и был обнаружен японскими средствами ПВО. Несколько японских истребителей поднялись в воздух, чтобы перехватить советского нарушителя, но Беленко снова снизился и исчез с радаров. Через некоторое время он успешно приземлился на японском аэродроме.
По мнению экспертов, угону секретного истребителя способствовал просчет в организации зенитных ракет вдоль побережья, что позволило Биленко успешно пролететь над опасным районом, не заходя в советскую зону Зрк. После того, как Советы поняли, что Биленко не намерен возвращаться, они вернули самолет и пригрозили Японии далеко идущими последствиями. Японский ответ был следующим: Советский истребитель совершил преступное деяние - нарушение границ иностранного государства. Миг-25 будет возвращен только после тщательной проверки экспертами.
Истребитель был доставлен на американскую военную базу под Токио, где американские эксперты изучили секретный советский самолет буквально до мельчайших деталей. Расшифровка радарной системы, позволяющей в экстренной ситуации определить друг или враг, нанесла огромный ущерб Советскому Союзу, и его пришлось переоборудовать по всей стране. К удивлению американских экспертов, советский Миг-25 оказался непригодным для перехвата американского сверхзвукового стратегического самолета-разведчика Sr-71, так как уступал ему по многим техническим параметрам, а скоростные параметры Миг-25 пропагандировались в основном для повышения его экспортной привлекательности. До 1976 года военно-политическое руководство США отказывалось от полетов Sr-71 над Советским Союзом, опасаясь советских перехватчиков Миг-25. После побега советского пилота эти опасения развеялись. Всего через три дня после скандального полета Беленко получил разрешение на бессрочное пребывание в США. Разрешение было подписано самим президентом Джимми Картером.
В то же время в Советском Союзе Беленко был заочно судим по статье 64 за государственную измену и приговорен к смертной казни через расстрел. Позже Беленко заявил американским репортерам, что покинул страну из-за неприятия советской идеологии и низкого уровня жизни, добавив, что кошачий корм в США вкуснее советского. Я принял это решение, потому что был недоволен этой страной. Я старался делать все, что в моих силах. Я был одним из лучших летчиков-истребителей. Когда я был молодым, меня увлекали идеи социализма и коммунизма, потому что они обещали полную занятость, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, хорошие пенсии, бесплатное воспитание детей и так далее. Однако позже я узнал, что эти идеи служили только коммунистической номенклатуре. Остальное население было, по сути, рабами. Я пришел к выводу, что не могу изменить систему. Лучшим выходом для меня было отделиться от системы". Следственный комитет установил, что Беленко выражал недовольство условиями жизни летного состава. В 1975 году он уволился из рядов советской армии, заявив, что не хочет служить под началом командиров, которые постоянно употребляли алкоголь.
10 января 1976 года истек срок его выслуги в звании лейтенанта. Однако из-за инертности командования ему было отказано в повышении до капитана, которого он так долго ждал. Расследование показало полное безразличие партийной и служебной элиты к офицерам, честно выполнявшим свой долг. На фоне личной карьерной мотивации Ру Водство также часто заставлял своих подчиненных работать по выходным, чтобы быстрее достичь желаемых результатов. По воспоминаниям Биленко, во время своего первого визита на американскую авиабазу он был поражен отсутствием формальностей в обращении рядовых с офицерами.
Он был буквально потрясен тем комфортом, с которым капралы жили со своими семьями в барачном поселке авиабазы, в то время как капралы советских частей на авиабазах на Дальнем Востоке жили в бараках за колючей проволокой по 60 человек в бараке и даже не думали о семейных встречах. Когда Беленко покинул авиабазу, он сказал: "Если бы мой полк хоть на пять минут посмотрел на то, что я увидел сегодня, началась бы революция". Виктор Беленко большую часть времени жил в Вашингтоне, округ Колумбия, где занимал высокооплачиваемые должности консультанта советских ВВС, консультанта производителей самолетов и военной промышленности, а также читал лекции в американских военных учебных заведениях.
В начале 2000-х годов, в 25-ю годовщину своего побега, Беленко рассказал журналистам, что в 1995 году он посетил Россию и встретился с советскими летчиками и космонавтами. Бывший советский перебежчик сказал, что никогда не жалел о своем поступке и рад, что живет в США.