Найти тему
BB Car07

Раневская и истории из жизни

Согласны ли вы с тем, что Фаина Раневская - одна из самых любимых актрис нашей страны? В чем ее секрет?



"Я не выбирала свою профессию, она таилась во мне".
Фанни была младшей дочерью самой богатой еврейской семьи в Таганроге. Она вспоминает свое безэмоциональное детство:

"Все, что я помню о своем одиноком детстве, - это горькая обида на окружающих меня людей".
Маловероятно, что с ней действительно плохо обращались дома. Больше всего ее, видимо, задевал непокорный характер, острый язык и смутное желание чего-то более яркого и прекрасного, чем респектабельная обыденность. Такой она и осталась на протяжении всей своей жизни: колючей, чувствительной, обнаженной, честной, внутренне одинокой.

Из дома она бежала в театральную Москву. Фанни Фельдман, девушка из Таганрога, становится актрисой.

-2



Почему именно чеховская героиня?

Любовь к русской классике, которую Фанни впитала, как она сама говорила, "со слезами матери":

Одно из моих самых ранних воспоминаний: вхожу в комнату, где моя обычно сдержанная мать громко рыдает над газетой с объявлением о смерти Чехова.


Мир поэтических образов был для нее более реальным, чем повседневная жизнь. Она думала о них, чувствовала их, работала с ними, дышала ими:

Даже в старости ее, заядлую курильщицу, подслушал врач, который в отчаянии сказал: "Боже мой, чем она дышит?". Она ответила с достоинством: "Чем? Пушкиным, конечно!".

-3


Псевдоним "Раневская" пришел из Крыма. Выходя со своим поклонником из банка, где она получила перевод от родителей, Фаина держала в руке пачку денег, которую ветер разбросал по бульвару. Девушка воскликнула:
"Смотрите, как хорошо они летят, как осенние листья!". Изумленный рыцарь пробормотал: "Ты похожа на настоящую Раневскую...".

Характерная во всех смыслах этого слова.
Раневская вспоминала о своем дебюте:



"В первом сезоне я играла молодую Красотку, и, произнеся реплику "Я летаю над землей, как перышко", вволю нагрубила своему партнеру. Зрители смеялись, а мой партнер проклинал меня..... Я решила уйти со сцены навсегда.
У нее был нецензурный язык, она не щадила ни себя, ни других. И именно ее готовность жестоко смеяться над собой делала ее неотразимой. Как можно "научить" актрису, которая самокритична и называет себя "глупой"?

-4


Ее комический талант сразу заметили режиссеры. Таиров, например, безумно ценил молодую Раниевскую, ведь она сама чуть не сошла с ума, когда умер ее хозяин..... Была химия и с театральным режиссером Моссовета Завадским, но история их отношений - сплошной публичный конфликт. Цитаты из их взаимных ссор тут же распространялись в театральных кругах:

Завадский: "Вы съели весь мой сюжет!
Раневская: "У меня такое чувство, что я съела кучу мусора!".
Завадский: "Уйдите со сцены!".
Раневская: "Уйдите со спектакля!".


На самом деле, эти двое относятся друг к другу с уважением и даже теплотой. Когда Завадский умер, Раневская с грустью сказала:

Как мне грустно теперь, что я так часто обижала Юрия своими шутками..... И что он ушел из жизни раньше меня....


Обида на Эйзенштейна


Я не думаю, что есть великий комический актер, который не хотел бы сыграть серьезную роль. Для Раниевской эта мечта не могла осуществиться. Возможность появилась, когда С. Эйзенштейн снимал "Ивана Грозного". Но Раневскую на роль Старицкой не утвердили. Это, конечно, не вина Эйзенштейна, не пресловутая "пятая точка". Скорее, дело было в том, что годами ранее "Основатель" шел на экранах с блестками, и теперь зрители, увидев Раневскую, не могли удержаться от знаменитой цитаты о "Муле". Художественный совет не решился так резко менять амплуа актрисы.....

Раневская обиделась на Сергея Михайловича и публично заявила:

Лучше я буду продавать кожу с "пятой точки", чем снимусь у Эйзенштейна!
(Я исправил слово - Платформа ругает Раневскую крепким словцом).

Он тут же ответил телеграммой в том же стиле:

Сообщите мне, если продажа состоится.


Мастер "исторического анекдота".


Фаина Георгиевна была прекрасной рассказчицей. Ее афористичные рассказы сохранились в поколениях. Например, история о том, как после эмиграции родителей, голодая при военном коммунизме, она пошла просить денег у друга отца. Тот ответил ей:

"Деточка, совесть не позволяет мне дать мало дочери Фельдмана. А у меня не так много осталось...".
А как насчет истории, которую он привез из поездки во Львов? Она рассказала о том ужасе, который испытала ночью, глядя из окна гостиницы на вывеску, немыслимую в пуританском СССР, и только на рассвете увидела первую букву "м" украинского слова "Меблі" с перегоревшими лампочками.