Татьяна Черниговская, ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания из СССР и России, верит, что после смерти земной жизни жизнь не прекращается.
Татьяна Черниговская, российская ученая, изучающая нейронауку, психолингвистику и теорию сознания, в своих работах объясняет, почему невозможно научно доказать существование жизни после смерти и почему многие ученые, несмотря на свой научный подход, не являются атеистами.
«На дне стакана нас ждет Бог»
О себе она говорит, что не является религиозным человеком, но не считает себя атеистом. Также стоит отметить, что многие известные ученые не были религиозными, но это не означает, что они отрицали существование высших энергий или Бога. Для них вера была серьезным вопросом, связанным с исследованием сложности и бесконечности мира, вне зависимости от сферы, в которой они работали. Как сказал Нобелевский лауреат по физике Вернер Гейзенберг: "Первый глоток из стакана естествознания делает из нас атеистов, но не стоит забывать, что на дне стакана нас ждет Бог". Верующие ученые не говорят о старике с бородой, сидящем на облаках, а скорее об энергиях, которые мы не в состоянии объяснить. В частности, Наталья Владимировна была натолкнута на изучение потустороннего мира через свой опыт с проявлением этих энергий, таких как интуиция. Хотя некоторые члены научного сообщества осудили ее за это, это не остановило ее стремление к исследованию.
Об исследованиях Бехтеревой или «Старушка сошла с ума»
Татьяна Черниговская была близкой подругой Натальи Бехтеревой, особенно в последние годы ее жизни. В это время Наталья Петровна заинтересовалась экстрасенсорным восприятием и начала исследовать явления, связанные с вещими снами. Некоторые люди из научного сообщества отнеслись к ее исследованиям скептически и начали называть ее "старушкой, сошедшей с ума".
Тем не менее, Татьяна Владимировна имела другое мнение. Она считала Наталью Петровну умной и смелой женщиной, которая не боялась изучать паранормальные явления. Она понимала, что такие исследования могут быть опасными для деловой репутации и что наука требует статистики, повторяемости и проверяемости результатов. Но исследования Натальи Бехтеревой были уникальными и не могли быть повторены или смоделированы, поэтому они не могли быть доказаны.
Татьяна Владимировна считала, что отсутствие доказательств не означает, что изучаемых явлений нет. Она приводила пример того, что ученые до сих пор не могут с полной уверенностью объяснить, как сформировалась Вселенная и почему появился человек. Она предпочитала оставаться в неведении по этому поводу, так как не знала, что могла бы узнать, и считала, что иногда лучше не знать некоторых вещей. Татьяна Владимировна считала, что вместо того, чтобы осуждать Наталью Бехтереву за ее интерес к неопознанному, следует восхищаться ее смелостью и исследовательским духом. Она утверждала, что если бы все великие ученые обращали внимание на мнения других людей, то многие открытия в мире были бы невозможны.