100 лет назад, 13 февраля 1923 года, в Петербурге был убит Леонид Пантелеев, пожалуй, самый известный бандит в истории России. Он стал легендой еще при жизни, настолько, что когда его арестовали несколькими месяцами ранее, вся криминальная среда города пришла в зал суда, чтобы послушать дело, не опасаясь возможного ареста. Они были уверены, что Пантелеев выйдет сухим из воды. И он вышел.
Легенда о личности Леньки окружена легендами, которые возникли при его жизни и множились впоследствии. Поэтому каждый факт из его короткой биографии всегда вызывает вопросы достоверности. Однако существуют архивные документы, протоколы допросов, в которых он очень откровенен. Есть и очерк "Дело банды Леньки Пантелеева", опубликованный в 1925 году в журнале "Суд идет".
Автор не назвал своего имени, но этот момент, а также его знание деталей дела, указывают на то, что он, вероятно, не только знал все обстоятельства, но и был непосредственно причастен к этому. Хотя сейчас мы не можем этого утверждать, мы можем только предполагать.
Его настоящая фамилия была Пантелькин. По одним источникам, он родился в 1902 году в Санкт-Петербурге в семье рабочего, по другим - в городе Тихвин Новгородской губернии. Он окончил начальную школу, посещал какие-то курсы и параллельно осваивал модную профессию наборщика - рабочего интеллигента того времени. Но даже среди них Леонид был известен как образованный человек, поскольку любил читать книги, а профессия позволяла ему делать это так часто, как он хотел.
После революции, в 1919 году, он вступил в Красную Армию, не достигнув призывного возраста. Его отправили на Нарвский фронт. Он сражался с белогвардейцами, попал в плен, но бежал и снова воевал с красными. После разгрома армии Юденича его отряд был передан в ведение ЧК и направлен в Псковскую область для борьбы с бандитизмом.
Смышленый и способный молодой человек обратил на себя внимание и летом 1921 года стал следователем в отделе военного контроля Северо-Западной комиссии по железнодорожным перевозкам. Однако через несколько месяцев он был понижен в должности и уволен в начале 1922 года. Точная причина неизвестна, но считается, что его подозревали в том, что он был наводчиком у бандитов. Но опять же, нельзя быть уверенным в Пантелееве. До определенного времени, когда все уже было точно зафиксировано.
Пантелькин в Петербурге. Это было начало НЭПа и время разгула грабежей. Весь город кишел грабителями, даже по Невскому проспекту нельзя было пройти без риска быть ограбленным. Следует отметить, что грабителями были не домоседы, а бывшие солдаты.
Это можно объяснить недовольством многих - они только что воевали против буржуазии, а когда вернулись с фронта, столкнулись с безработицей. Кроме того, было много лавочников, хваставшихся своим богатством - непманцы буквально кичились своим богатством и благополучной жизнью. Это было источником ненависти.
Позже, в суде, грабители объяснили, что изначально они не собирались никого убивать. Им казалось, что достаточно направить на жертву пистолет, и она все отдаст. Но те часто сопротивлялись, и тогда они боялись оставлять свидетелей в живых. Вот почему каждое ограбление обычно означало убийство.
Пантелеев познакомился с рецидивистом Беловым и стал грабителем. Его считали везунчиком, поэтому почти сразу же дали прозвище "Фартовый". Этой удачей он был обязан навыкам, приобретенным в ЧК, и своему организаторскому таланту. Поскольку он совершал кражи только по заказу, то получал много денег. Однако позже он жаловался следователям, что ему приходилось почти все отдавать всевозможным помощникам, а его племянник доктор Раев, предупредивший дядю, забрал почти все себе и скрылся.
Успеху Пантелеева способствовало и то, что мы бы сейчас назвали грамотным "пиаром". Он мог распространять о себе слухи и не боялся "хищной назойливости" - мог оставить табличку на стене. Остальное приписывалось народной репутации - якобы он грабил только богатых людей, но если встречал бедняка, то не возражал и даже мог дать ему денег. Это, конечно, было не так: мучеников без денег он убивал так же спокойно, как и других. Дерзость преступлений также поражала.
К концу лета 1922 года везение Пантелеева закончилось. По его собственным словам, ему "не повезло" - он проник в богатый дом, но не смог многого добиться. К этому времени правоохранительные органы устроили настоящую охоту за ним, к расследованию подключилось ОГПУ.
И вот однажды, 4 сентября, когда он покупал обувь в магазине на углу 25 проспекта и Желябова, на него напал полицейский из 3-го отдела. Менеджер магазина попросил о помощи. При попытке задержания Пантелеев и, как выяснилось, его помощник, которого описали как "адъютанта" Дмитрия Гаврикова, оказали сопротивление. Заместитель начальника 3-го отделения был смертельно ранен, но преступники были задержаны.
Через три недели начался суд. Полиция была удивлена: зал суда был полон... преступниками. На Пантелеева, который за несколько месяцев стал легендой преступного мира, пришли посмотреть даже разыскиваемые преступники! Все были уверены, что он сбежит прямо из зала суда.
В ночь на 11 ноября 1922 года ему удалось бежать, но уже из тюрьмы. Там у Пантелеева среди тюремной охраны был сообщник Иван Кондраев. Он отвечал за галерею, где находились камеры почти всех членов банды. Открыв двери, им удалось бежать через кухню. Гавриков, который должен быть приговорен к смертной казни через расстрел, сообщит о ходе следствия позже.
После побега они забились в полуразрушенный дом, где провели больше суток. Но холод заставил их искать более теплое жилье. Многочисленные друзья дали им приют, но каждую ночь они меняли жилье. И снова они занимались делом, которое в то время было известно как "модный бизнес": раздевались ночью догола перед немногочисленными прохожими. Были и убийства.
Через некоторое время Пантелеев основал новую банду. Но и правоохранительные органы становились все строже. Однажды, в канун Нового года, Пантелеев и Гавриков набрались смелости и пошли в ресторан "Донон", который находился почти напротив управления уголовного розыска. Они выглядели не очень трезвыми, швейцар их не пустил, и они начали устраивать скандал. Официант вызвал милицию.
Пантелеев и Гавриков были арестованы, но когда их доставили в отделение милиции, они внезапно напали на сотрудников. Пантелееву удалось бежать, но он был ранен в ногу. Гаврикову убежать не удалось.
Еще месяц Ленька грабил и убивал, с каждым разом все смелее и отчаяннее, словно понимая, что его последние дни позади. Засады устраивались по всем известным следователям адресам. Он попал в засаду возле Сенного рынка, но отбился и снова сбежал. И так продолжалось несколько раз.
10 февраля 1923 года Пантелеев и его сообщник Мишка Корявый (Лисенков) решили хорошо провести время. Они нашли квартиру с девушками, которая была якобы "чистой", и пришли с пивом и закусками. По какой-то причине всегда осторожный Пантелеев так беспокоился о своей безопасности, что даже не осмотрелся, когда они вошли в квартиру. В этот момент раздался выстрел, затем второй. Пантелеев был мертв.
Преступником был Иван Болдунов, агент уголовной полиции. Этот факт впоследствии оспаривался, но все агенты того времени и все документы подтверждают, что именно он произвел роковой выстрел в Пантелеева. Впоследствии он сам стал легендой, комиссаром милиции. Писатель Юрий Герман напишет о нем документальный фильм - "Наш друг - Иван Бодунов", а его сын Алексей Герман снимет на его основе фильм, в котором главный герой будет изображен под фамилией Лапсин - "Мой друг Иван Лапсин".