Утром 30 ноября 1975 года дежурному по Ленинградской атомной электростанции позвонили из соседнего научно-исследовательского института. Из трубки раздался взволнованный голос: "Все ли в порядке? Наши дозиметры зашкаливают, но пол в институте чистый. Возможно, у вас дома что-то есть.
Научно-исследовательский институт имени Александрова находился всего в трех километрах от первого блока Ленинградской атомной электростанции. Его сотрудники первыми зарегистрировали интенсивные аэрозольные выбросы электростанции.
Мало кто знает, что в то утро 30 ноября 1975 года на первом энергоблоке Ленинградской АЭС произошла авария, которая могла привести к ядерной катастрофе. Проплавился тепловыделяющий элемент реактора РБМК. Только чудом удалось избежать последствий, аналогичных чернобыльским в советское время. Инцидент произошел в условиях полной секретности. Даже жители Соснового Бора, где расположена АЭС "С", ничего не знали о случившемся. И это несмотря на то, что радиационный фон на улицах был превышен более чем в тысячу раз. Так что же произошло? Давайте попробуем разобраться в этом шаг за шагом. Крупнейшая российская атомная электростанция в Ленинграде является рекордсменом по количеству вырабатываемой энергии - более одного триллиона киловатт-часов Установленная мощность - 4200 мегаватт. Это единственная российская электростанция с энергоблоками двух разных типов: уранового канала, графитового и водо-водяного.
В 6.30 утра 30 ноября Виталий Абакумов, дежурный инженер по управлению реактором, заметил, что на панели управления реактором одновременно появилось несколько аварийных сигналов, указывающих на нарушение целостности технологических каналов. В это время и произошла авария. 30 ноября один из двух работающих турбогенераторов необходимо было разгрузить и увезти для ремонта. Операторы разгрузили исправный реактор, но из-за фатальной ошибки вместо разгрузки был отключен работающий турбогенератор. Это привело к срабатыванию аварийной энергетической защиты и остановке реактора.
Вспоминает Виталий Абакумов:
Когда начальник станции понял, что персонал допустил ошибку, он приказал как можно скорее вернуть в работу генератор, который был отключен по ошибке. Все приготовления к перезапуску и принятию нагрузки проходили в нервной обстановке. Ввиду реальной опасности недопустимого отравления реактора, что привело бы к образованию йодной ямы, и последующей длительной остановки станции, оператору пришлось удалить почти все управляющие стержни из реактора, чтобы снова ввести его в эксплуатацию. В этот момент самым важным показателем был график выработки электроэнергии, поэтому главный инженер ни за что не хотел допустить отключения реактора, так как это означало потерю мегаватт человеко-часов. Пытаясь как можно быстрее исправить ошибку операторов, главный инженер и начальник смены нарушили процедурные правила. Превышение нижнего предела рабочего слепого резерва было обычной практикой на Ленинградской АЭС и негласно рассматривалось как доказательство особого мастерства главного инженера.
Реактор RBmc является большим не только по своим конструктивным параметрам, но и по физике реактора, что означает возможность достижения критичности не только для реактора в целом, но и в локальных областях активной зоны реактора. Полное отравление активной зоны реактора и практическое отсутствие средств воздействия на реактор после удаления всех управляющих стержней позволило главному инженеру вывести реактор на минимально управляемый уровень, но не во всем реакторе, а только в ограниченной зоне, прилегающей к топливному каналу. За пределами этой области активная зона оставалась отравленной. Дальнейший быстрый ввод энергии в этой локальной области привел к перегреву и массовому тепловому распаду оболочек тепловыделяющих элементов. Разрушение тепловыделяющих элементов в результате их плавления на жаргоне ядерной техники называется кокером.
говорит Абакумов:
Когда прозвучал сигнал тревоги, главный инженер отреагировал мгновенно. Он крикнул "Реактор остановлен!" и без колебаний нажал аварийную кнопку.
Виталий Абакумов уверен, что Чернобыльская катастрофа в Ленинграде могла произойти и на первом энергоблоке Ленинградской АЭС, потому что при нажатии этой кнопки все управляющие стержни были брошены в активную зону для остановки реактора. Именно это произошло в Чернобыле, где персонал принял аналогичное решение. По его мнению, ситуацию спасли не действия специалистов электростанции, а физика реактора. Дело в том, что реактор Ленинградской АЭС был гораздо свежее Чернобыльского по среднему выгоранию топлива в активной зоне.
Много лет спустя на сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации была опубликована статья об аварии на первом энергоблоке Ленинградской атомной электростанции. С сожалением признается, что из этого инцидента не были сделаны правильные выводы, поэтому Чернобыльскую аварию 86 года не удалось предотвратить.
Валерий Коптяев, очевидец событий, в то время работал старшим инженером в управлении турбинного завода Ленинградской АЭС. Вот что он помнит о том злополучном дне:
30 ноября Моя смена была в отпуске. Когда я пришел в диспетчерскую 1 декабря, то увидел своего начальника смены Михаила Худякова в респираторе. И я уже знал, что завод остановился, но не знал, почему. Обычно руководство, от управляющего директора до главного инженера, директора завода и его заместителей, приходило на наше утреннее совещание в костюмах, галстуках и повседневной обуви. В тот день я увидел руководство в белых комбинезонах и специальных ботинках. Я спросил Майкла, почему он носит респиратор и какова концентрация аэрозолей в воздухе. Я точно не знаю, но дозиметры показывают, что более 200, - ответил он. Позже мы узнали, что количество загрязняющих веществ распространилось не только по станции, но и по городу. В результате аварии продукты деления урана и трансурановые элементы попали в графитовую кладку реактора.
Случайный выброс радиоактивности в атмосферу продолжался в течение месяца. По разным оценкам, в окружающую среду было выброшено до полутора миллионов цыплят радиоактивного материала. Сразу же после аварии тонны жидких радиоактивных отходов были сброшены в Балтийское море. По разным оценкам, фоновая радиоактивность в Сосновом Бору колебалась от 650 микрорентген в час до нескольких рентген в час, то есть город практически светился. Даже в Финляндии было зафиксировано повышение радиационного фона. В то же время жители Соснового Бора и Балтийского региона, подвергшиеся воздействию радиации, не были проинформированы об опасности.
В настоящее время Ленинградская АЭС состоит из шести энергоблоков, четыре из которых находятся в эксплуатации. Первый блок РБМК-1000 был закрыт для вывода из эксплуатации 21 декабря 2018 года после 45 лет работы. Можно подумать, что Ленинградская АЭС отделалась легким испугом по сравнению с Чернобылем. Однако не стоит забывать, что период полураспада трансурановых элементов составляет десятки тысяч лет, а значит, инцидент вряд ли можно назвать полностью исчерпанным.