Найти тему
"На лыжи!"

Интервью с Ариной Кусургашевой: «Какой смысл думать о том, чего уже нельзя изменить? Лучше тренироваться и стараться ошибки исправлять»

В нынешнем сезоне 20-летняя лыжница Арина Кусургашева, представляющая Республику Алтай, обратила на себя внимание всех специалистов. Она сумела забежать в топ-15 на всех коньковых гонках на этапах Кубка России, в которых принимала участие, а на молодёжном первенстве России в Тюмени стала бронзовым призёром на коньковой десятке.

Её тренер Юрий Гуляев говорит, что Арина занимается лыжными гонками всего 3,5 года. «На лыжи!» не могли остаться в стороне от такой истории и расспросили саму спортсменку. Так сколько же на самом деле занимается лыжными гонками Арина Кусургашева? Читайте её историю.

– Арина, давай сразу расставим точки над «i». Когда ты начала заниматься лыжными гонками? Информация твоего тренера верна?

– Профессионально заниматься лыжными гонками я начала с лета 2019 года. Но на лыжи я встала во втором классе средней школы в селе Тулой. Старший брат подарил мне лыжи, и я начала потихоньку кататься. Сейчас я живу в селе Кызыл-Озёк, это пригород Горно-Алтайска. А вообще детство прошло в постоянных переездах.

– Получается, вы же всегда практически жили в сёлах – это хозяйство, скотина…

– Да, в Тулое у нас и коровы были, и свиньи. За ними нужно было ухаживать. Мама не всегда успевала, поскольку работала учителем математики, так что приходилось и мне помогать – убирать за скотиной, доить коров. Условий, чтобы заниматься каким-то видом спорта, не было.

-2

– Способность к математике от мамы передалась?

– Нет, вообще нет. Мне больше рисование нравилось. Сколько себя помню – всегда рисовала. Даже в конкурсах участвовала – рисовала на большом плакате снежного барса. Все рисунки с первого класса храню. В художественную школу не ходила, самоучка. Началось всё с раскрасок.

-3

– А как ты училась на лыжах ходить?

– Да просто вставала и ходила прямо по дороге. Снега то полно. С мальчишками в футбол гоняла, в волейбол играла. В Тулое в школе всего 33 ученика было, в нашем классе – пятеро. Училась там до шестого класса. Вот зимой и училась ходить на лыжах. Лыжи были уже как на взрослого, брат купил на вырост. Смотрела биатлон с комментариями Губерниева по телевизору и пыталась повторять те же движения, как у спортсменов.

– Ты хочешь сказать, что училась сразу коньковому ходу?

– Именно так и было! Конечно, жаль, что нет видео моих первых неуклюжих движений на длинных лыжах. Но я ведь научилась, стало что-то получаться. Во всяком случае, я не просто шагала коньком, а уже достаточно быстро передвигалась. А потом стала в секцию ходить.

– У себя в Тулое?

– Нет, там условий не было, как я уже сказала. Мы переехали в Кызыл-Озёк. Я проучилась в шестом классе одну четверть, а потом новое место жительства, новая школа… У меня потрясение было, когда я в класс пришла – там было 25 человек! Как вся школа в Тулое. Учителем физкультуры в новой школе у меня была Наталья Николаевна Грачёва. Не знаю, что она во мне увидела, но посоветовала мне пойти в лыжную секцию к Николаю Александровичу Казанцеву. Он и стал моим первым лыжным тренером. Жил Николай Александрович в Майме, это 8 км от Кызыл-Озёка.

-4

– И как же ты добиралась?

– Николай Александрович возил нас на тренировки на своей машине, начиная с первого занятия. И привозил обратно. Мы занимались впятером – четыре девочки и один мальчик. У нас лыжной трассы не было, а в Майме была лыжная база. На первой тренировке встала на лыжи, Николай Александрович некоторое время посмотрел на то, что я делаю, а потом начал подсказывать – куда руки, куда ноги (смеётся). Мне тогда было 13 лет, поскольку в школу я пошла с восьми лет.

– Серьёзные тренировки были?

– Нет, конечно. Мы занимались три раза в неделю, когда нас возил Николай Александрович, а в воскресенье сами добирались на автобусе. Мы просто гуляли на лыжах, никаких ускорений, никаких повторок или интервалок. Просто для себя учились ходить классикой и коньком. Два года я занималась у Казанцева, а потом ушла к другому тренеру – Даниловой Вере Алексеевне.

– Почему?

– Так получилось. В октябре 2017-го меня за успехи в ГТО отправили в «Артек» – хорошо мяч кидала, толкала ядро и метала копьё. После возвращения пришла на тренировку – девочки, с которыми мы занимались, со мной не разговаривают. День, два – мне так обидно стало! Дома рассказала, мама меня спросила, хочу ли я дальше заниматься, я, конечно, ответила утвердительно – я же с четвёртого класса мечтаю о том, чтобы попасть в сборную России. Тогда она позвонила Вере Алексеевне и спросила, могу ли я заниматься у неё. Так и начала. А девочки остались у Николая Александровича.

– Ты говоришь про ядро, про копьё. Для этого нужен очень сильный плечевой пояс. Ты так на физкультуре накачалась, с Казанцевым натренировались или работы по дому так повлияли?

– Всего понемногу. Но в основном домашняя работа, конечно. В Тулое у нас была баня. Обычно к бане шланг кинули – вот и вода. А у нас было не так. Воду в баню нужно было натаскать из реки Бии. Река была внизу, то есть с пустыми вёдрами ты идёшь по склону, а с полными вёдрами уже в гору. И ходишь до тех пор, пока не натаскаешь достаточно воды. Снег убираешь возле дома – тоже нагрузка. Так потихоньку и натренировалась.

– А мечтала ты о сборной России по биатлону? Ведь смотрела же в то время биатлон?

-5

– Мечтала о лыжах, но занималась… биатлоном. В Тулое у соседского мальчика тоже были лыжи и воздушка. Вот мы с ним проезжали какой-то круг, а затем ложились, брали в руки воздушку и пытались попасть в железную платформу под фонарь. К счастью, лампочки там не было, а в платформу мы попадали. Наверное, умение стрелять у меня от папы. Он рано ушёл из семьи, но мы нормально общаемся. Он всю жизнь занимается охотой, рыбалкой.

– С Верой Алексеевной долго тренировалась?

– До лета 2019 года, получается, я как раз закончила 9-й класс. В Горно-Алтайск из Барнаула приехал работать тренер Юрий Петрович Гуляев. Он набирал себе группу спортсменов. А Кызыл-Озёк же пригород Горно-Алтайска, 1 км до города. Николай Александрович предложил ему посмотреть на своих девочек, а Вера Алексеевна предложила меня. Гуляев забрал всех нас.

– И как ты общалась с другими девчонками?

– На уровне «привет-пока». Так, как мы общались до моей поездки в «Артек», такого больше не было. Работа с Юрием Петровичем началась сразу после сдачи ОГЭ. Он повёз нас на Семинский перевал. Для нас это недалеко, километров 140, наверное.

– Для тебя это был первый серьёзный сбор?

– Нет. Мы с Верой Алексеевной тоже один раз ездили на Семинский перевал. Там мы готовились к первенству Сибирского федерального округа, которое прошло в январе 2019-го в Вершине Тёи. Те соревнования стали для меня первыми на таком высоком уровне. До этого ездили только в какие-нибудь летние палаточные лагеря. Никаких роллеров, только кроссы, кросс-походы, плавание.

– Когда начала работать с Гуляевым, тренировки сильно поменялись?

– Ну многое было в новинку. Интенсивность другая, объёмы, я впервые встала на классические роллеры – даже не знала, что у этих роллеров нет отдачи назад. Ну и результаты постепенно стали расти.

– На первых больших соревнованиях результаты были не очень высокими. Расстроилась?

– Очень сильно расстроилась, переживала. Но недолго. Приехала домой и выбросила всё из головы. Какой смысл думать о том, чего уже нельзя изменить? Лучше дальше тренироваться и стараться ошибки исправлять, а не переживать по поводу того, что в прошлом осталось. Я и сейчас так же стараюсь ко всем гонкам относиться. Пробежала, пережила эмоции и забыла. Всё.

-6

– Нынешний сезон у тебя получается прорывным. Результаты высокие уже и на взрослом уровне. Что поменялось по сравнению с предыдущим сезоном? Ты просто доросла до этих результатов?

– Ну мы же работаем именно для того, чтобы постепенно выходить на другой уровень. В первый год работы с Юрием Петровичем мы очень много внимания уделяли технике. Можно сказать, только этим и занимались. Отрабатывали спуски, на которых я много времени теряла. На Семинском перевале в августе на роллерах сильно упала, весь бок разодрала. Маме не говорила, что так случилось. Иначе она бы сразу начала говорить, что нужно бросать эти лыжи. Долгое время жалела меня, говорила, что тренировки тяжёлые, но сейчас уже иначе относится, поддерживает. Она, кстати, все ваши прямые эфиры смотрит!

– Третье место на молодёжном первенстве России в личной гонке – пока самое крутое достижение?

– Пока да, но я надеюсь, то все достижения впереди.

– Что нужно сделать тебе, чтобы попасть в сборную России? Юниорский возраст уже мимо прошёл.

– Ещё более высокие результаты показывать, проявлять себя на чемпионате России и ждать приглашения. Даже если оно последует, я сначала посоветуюсь с Юрием Петровичем, что делать дальше. Конечно, хотелось бы потренироваться в составе национальной команды, почувствовать, что это такое.