Найти тему
Анатолий Цыганков

О муниципальном округе

А почему бы не послушать тех, кто уже пошёл по этому пути?

В Карелии уже как восемнадцать лет действует двухуровневая система организации местного самоуправления. За годы своего существования она сильно изменилась, хотя два уровня власти как были, так и остаются по сей день.

Первый уровень – поселенческий, где всенародно избираются депутаты и главы поселений. Второй – районный, где в районный совет депутатов делегируют поселения, а главы администраций районов избираются районными депутатами из числа претендентов, прошедших конкурсный отбор.

Так сегодня устроена местная власть. Но это единообразие начинает меняться. Желающие могут переходить на одноуровневую систему самоуправления, когда выборы депутатов в совет муниципального округа проходят всенародно, а депутатский корпус избирает главу администрации муниципального округа. И здесь на окружном уровне сосредотачивается вся полнота районной власти, именуемая теперь окружной. Поселенческого уровня власти при такой модели не будет. Плохо это или хорошо?

С этим и другими подобными вопросами я обратился к депутатам совета Суоярвского муниципального округа и главе окружной администрации. Надо сказать, это первый в Карелии опыт перехода с двухуровневой модели на одноуровневую, потому мнение моих собеседников должно заинтересовать жителей районов Карелии, выбирающих одноуровневую модель местного самоуправления.

Представляю участников разговора. Это депутаты совета Суоярвского муниципального округа:

Лепеле Нина Ивановна,

Неборская Наталья Викторовна,

Гульчук Анна Александровна,

Кузнецова Ольга Олеговна,

Паркалова Надежда Аркадьева,

Дубицкая Татьяна Михайловна,

Васенина Наталья Валентиновна, председатель совета,

и Петров Роман Витальевич, глава администрации Суоярвского округа.

Разговор получился обширным. Я выбрал из него сюжеты, вызывающие споры, сгруппировав по темам высказывания участников беседы. Привожу их прямую речь. Цитаты точные, но пришлось их сокращать. Хотя и после этого объём публикации получился большим. Впрочем, думаю, разговор небесполезный. Ко мнению его участников полезно прислушаться ещё и потому, что все они либо депутаты поселений с большим опытом работы, либо до нынешнего депутатства работали главами поселений. То есть, они со всех сторон на себе ощутили плюсы и минусы двухуровневой модели местного самоуправления.

Итак, начнём.

Почему вы поддержали создание Суоярвского муниципального округа?

Нина Лепеле:

- Когда в 2022 г. возникло предложение о создании округа, даже не раздумывала над этим: нужно – не нужно? Нужно. Мне близко единоначалие. Сильный руководитель - сильный район.

Нина Лепеле, депутат Суоярвского муниципального округа.
Нина Лепеле, депутат Суоярвского муниципального округа.

Наталья Неборская:

- Это единый общий бюджет на округ. Такое объединение позволит управленческому аппарату оперативно решать все вопросы с территориальными отделами.

Анна Гульчук:

- Я при голосовании за создание округа исходила из принципа целесообразности и возможности привлечения дополнительного финансирования для решения вопросов местного значения. В чём это заключается? Наш Суоярвский район всегда был лидером по программам инициативного бюджетирования. Это - ТОСы, «Программа поддержки местных инициатив», «Народный бюджет».

С переходом на окружную модель самоуправления нам предоставляется целый ряд преференций. Прежде всего уменьшаются суммы софинансирования по программам поддержки местных инициатив. Если раньше это было 5-10%, то теперь только 2%. В результате по итогам общественных слушаний, которые состоялись в конце 2022 г., от Суоярвского муниципального округа было направлено 45 проектов только по «Программе поддержки местных инициатив». Кроме того, по программе «Народный бюджет» мы подали заявку на 10 млн рублей.

Плюс, многие наверное, слышали, что мы первые переходим на окружную модель и нам предоставляется бонус в 50 млн руб. на реализацию вопросов местного значения.

Анна Гульчук, депутат Суоярвского муниципального округа.
Анна Гульчук, депутат Суоярвского муниципального округа.

Ольга Кузнецова (в недавнем прошлом глава Лоймальского поселения):

- Наше Лоймальское поселение уже было своего рода округом в миниатюре. В составе поселения десять населённых пунктов. Администрация находится в одном поселении. Больше специалистов нигде нет.

Ко мне, главе поселения, приходили люди с разными вопросами, в основном по проблемам ЖКХ. Я объясняла им, что заявление приму, но должна буду отписать его на район, так как на своём уровне не решу их проблему. Районная власть затем отпишет это заявление управляющей организации. Эти ступени нужно было преодолеть. Процесс по времени не быстрый. А сейчас у нас за всё отвечает округ. Все заявления сразу попадают в работу окружной власти. Бумажная волокита уходит. И людям уже не надо объяснять, что это вот моя ответственность, а это - района. Теперь всё наше, муниципальный округ за всё отвечает.

Надежда Паркалова:

- Когда нам предложили создать округ, я была двумя руками - за. Потому что прежде не решался ни один вопрос. Ни один созыв уже избираюсь депутатом и помню, когда после избрания депутаты поселений приходили с горящими глазами. Начинаем работать. Две-три сессии проходят, все потухают. Почему? Денег нет. И когда жители обращались к депутатам поселений, то начиналось привычное: это не наши полномочия, это не к нам, на это нет денег. И работать становилось не интересно. Приходило ощущение бессмысленности такого народного представительства.

Что мне нравится в новой системе? Оперативность при принятии решений. Возникают вопросы. Сегодня - это дороги и свет. В соцсетях создали две группы. По дороге в том числе. Только напишешь о том, что там-то не очищена дорога. Оперативно технику направляют туда. И люди видят пользу от депутатов.

За последние два месяца ко мне было столько обращений, сколько не было за предыдущие годы. Раньше было десять депутатов на посёлок, и в разговоре с людьми, когда они обращались ко мне с какой-то проблемой, слышишь, что они и не знают кто у них и депутаты. А сейчас нам люди поверили, стали обращаться к нам. И вопросы решаются оперативно. Люди это увидели.

Теперь у нас один кошелёк, легче распределить деньги. Куда нужнее, туда и направляем средства. Раньше полномочия были, а денег на их осуществление – нет.

Надежда Паркалова, депутат Суоярвского муниципального округа.
Надежда Паркалова, депутат Суоярвского муниципального округа.

Татьяна Дубицкая:

- Я шесть лет отработала главой Найстенъярвского сельского поселения, мне есть с чем сравнивать. Моё решение только за создание округа. Потому как работать главой поселения в маленьком поселении - это очень сложно. Бюджет мизерный. Налоговой базы нет. Исполнять полномочия трудно, так как практически денег нет.

Вспомнили расчистку дорог, а я вспоминаю себя, как мы чистили дороги. У нас такой оперативности как сейчас не было. … Тоже и по уличному освещению. Вчера мне пришло два сообщения по уличному освещению, к вечеру лампы уже горели. Раньше такой оперативности не было, потому что упиралось всё в денежные средства, в заключение договорных отношений с подрядчиками. А поселению трудно было найти подрядчика, потому как это были очень маленькие суммы, которыми мы располагали.

Людям не важно, кто выполнит работу. Людям важно, чтобы работа была выполнена. Чтобы дороги чистились. Зимой это самый критический момент. Если люди видят, что работа выполняется, то и вопросов не возникает. Их не интересует - два уровня власти, один. Дорога очищена от снега или нет? Вот что их волнует.

При двухуровневой модели основные полномочия переданы были району. И вот типичная картина. Человек приходит к тебе, к главе поселения, чтобы ты ему помогла. А ты ему говоришь: это не наши полномочия. Понятно, человека такой ответ не устраивает. А теперь полномочия общие, мы их исполняем на уровне муниципального округа.

Татьяна Дубицкая, депутат Суоярвского муниципального округа.
Татьяна Дубицкая, депутат Суоярвского муниципального округа.

Наталья Васенина, председатель совета депутатов Суоярвского муниципального округа:

- Система местного самоуправления, созданная в 2005 г., была не равноправной. Представьте, Вешкельское сельское поселение, где проживает 400 с небольшим человек, направляло в районный совет трёх депутатов. И Лоймалькое сельское поселение, где более двух тысяч человек проживают, также в райсовете у них – трое представителей. Уж не говорю о Суоярвском городском поселении, где те же трое депутатов представляют порядка десяти тысяч жителей. Где тут равенство избирателей? Сейчас территория района равномерно разделена на избирательные округа, в каждом - по одной тысяче избирателей.

Когда одноуровневое самоуправление, мы знаем у нас есть один руководитель, который будет управлять, который берёт на себя ответственность. Это важно

Теперь у нас один бюджет и мы сообща решаем куда в первую очередь направить деньги. В этом году дорогу в этом поселении ремонтируем, в следующем - в другом. Это важно, мы понимаем перспективу развития округа.

Роман Петров, глава администрации Суоярвского муниципального округа:

- В чём вижу плюсы при создании муниципального округа. Больше финансирования в район привлечём. Быстрее будем принимать решения. Меньше бюрократии.

При двухуровневой системе, а я сам четыре года проработал главой поселения, на те деньги что были у поселения, еле-еле почистишь дорогу, еле-еле удастся осветить улицу. И ещё какой-то минимальный набор полномочий исполнишь. Всё остальное – по разным программам – ТОС, «Программа поддержки местных инициатив», «Народный бюджет». В муниципальном округе всё это сохраняется. Мы обязаны будем софинансировать данные программы. Только выгоднее нам будет, меньше процент софинансирования ляжет на округ.

Для нас переход на одноуровневую модель МСУ - это понимание целесообразности такого шага. Никто не навязывал нам муниципальный округ. Это было наше решение.

Для населения всё равно какая модель действует: одноуровневая - двухуровневая. Им без разницы. Важен результат работы органов местной власти.

Роман Петров, глава администрации Суоярвского муниципального округа.
Роман Петров, глава администрации Суоярвского муниципального округа.

После того как был ликвидирован поселенческий уровень власти не появилось ощущения, что у местного населения отобрали власть?

Нина Лепеле:

- Да, в поселении власть была – совет депутатов, глава поселения. Но какая там была возможность? Полномочий с гулькин нос. В районе все полномочия. Местная администрация в поселениях остаётся и вероятнее всего те же люди и будут работать. Жителям хуже не будет.

Наталья Неборская:

- Ни один вопрос забыт не будет. И ни один населённый пункт, ни один житель не останутся в стороне.

Наталья Неборская депутат Суоярвского муниципального округа.
Наталья Неборская депутат Суоярвского муниципального округа.

Ольга Кузнецова:

- Когда мы проводили публичные слушания, то граждане о самом главном спрашивали: будет ли у нас гореть свет, и будут ли у нас зимой чиститься дороги? Кто конкретно правит: глава поселения, или глава округа, - без разницы. Они сказали, нам всё равно, лишь бы проблем не возникало.

Да, люди переживают, что у них не будет власти на территории. Но у нас Лоймальская администрация как-то ведь справлялась с десятью населёнными пунктами. И если руководители, депутаты округа дойдут до людей, то они не будут брошены.

Наталья Васенина:

- Я не вижу никаких серьёзных изменений в отношении населения. Людям всё равно кто станет решать их проблемы. Важно, чтобы были почищены дороги в посёлке, чтобы в доме было тепло. Свет уличный был. Эти вопросы решаются на уровне местного самоуправления.

В поселениях не будут избираться депутаты. Активных людей отодвигают от руководства поселениями?

Нина Лепеле:

- Нет. Актив как был так и сохранится.

Ольга Кузнецова:

- Активисты не исчезнут. Объясню почему. Для меня важно было – останется ли у нас инициативное бюджетирование. Это то благодаря чему мы по сути и выживали. Могли строить площадки, благоустройством заниматься, ещё что-то делать. И депутаты, кто жил в поселениях, оказывали мне большую помощь. Опросы проводили, собрания организовывали. И делали это не потому что они депутаты, а потому что переживали за свои населённые пункты. Да, статуса депутатов они лишены, но активистов никто не отменял.

Кроме того, есть институт старост, если жители захотят, то могут избрать старосту населённого пункта. Многие инициативные депутаты ушли в ТОСы. Организовали их, возглавив. Было бы желание брать на себя ответственность.

Ольга Кузнецова, депутат Суоярвского муниципального округа.
Ольга Кузнецова, депутат Суоярвского муниципального округа.

Татьяна Дубицкая:

– О проведении выборов в депутаты поселений что скажу, кандидатов в депутаты поселений реально трудно было найти. Второй момент – само проведение выборов, на которые требовались направить достаточно серьёзные денежные средства. А финансировались они за счёт бюджетов поселений. Это не лишние деньги для нас. Их можно было направить на решение вопросов, волнующих население.

По поводу активных граждан. Как были они, так и останутся. Активные люди всегда найдут себе применение в решении вопросов местного значения.

Роман Петров:

– Останется тот же актив. Конкуренция за депутатские мандаты на уровне округа будет выше. ТОСы везде у нас есть. Этим инструментом мы хорошо пользуемся.

Надежда Паркалова:

- Инициативных людей не так уж и много в поселениях. Уговаривать приходилось, чтобы люди шли в депутаты. А когда их изберут, то новая проблема возникала: как собрать депутатов на сессию? Честно надо сказать, не все они добросовестно работали.

А кто были инициативные, так они и остались в поселениях. Создают ТОСы. Люди их знают, к ним обращаются. Пусть и не депутаты они теперь.

А на выборах в муниципальный окружной совет депутатов конкуренция была острая. Мест меньше, а желающих избраться больше. Никого не приходилось уговаривать баллотироваться в депутаты.

О работе представителей муниципального округа в поселениях.

Анна Гульчук:

- У нас есть руководители территориальных отделов, которые находятся в поселениях. Пока это те же самые люди, которые главами сельских поселений работали. Только теперь они напрямую подчиняются главе муниципального округа. То есть связь между населением и руководителем поселения сохраняется.

Человек теперь точно будет знать, к кому ему можно обратиться с той или иной проблемой. Если раньше были разграничения: кто отвечает за эту дорогу - поселение или район, то теперь все вопросы к главе округа. Он за всё отвечает.

Ольга Кузнецова:

- в поселентит Раньше в каждом населённом пункте у нас были специалисты. Постепенно мы их сократили, потому как бюджет не вытягивал. И первое время были опаски, как работать с населением. Но всё решилось. Я регулярно объезжала все посёлки. Все знали, раз в две недели можно прийти к главе поселения и решить свои вопросы. Думаю, тоже самое будет и в муниципальном округе.

Представители его будут в каждом населённом пункте. Если в Лоймальском поселении остаётся представитель территории, то он должен будет проехать по определённому чёткому расписанию по всем населённым пунктам. Чтобы не люди к нему приезжали, а он до них доехал.

Татьяна Дубицкая:

– Представитель в поселении – он наёмный работник, над ним глава округа. В этом варианте исполнительская дисциплина будет гораздо выше.

Роман Петров:

- Те главы поселений, которые работали, они и останутся представителями в поселениях, если сами того пожелают.

Кто больше всего влияет на позицию местных жителей при решении вопроса о создании муниципального округа?

Наталья Васенина:

-Как правило, если глава против, то и население будет против. Глава поселения

влияет на настрой жителей. При переходе на модель муниципального округа самый незащищённый – это глава поселения, он лишается всего. Он прекращает свои полномочия.

Некая расслабуха есть. Когда глава поселения позволяет себе работать спустя рукава. Идёт на выборы с какими-то лозунгами, что-то обещает. Мы его деловых качеств ещё не знаем. И вот его избрали. Он молодец, на баррикады умеет ходить. А когда приходит время практически решать задачи, не все справляются. Такое случалось в Суоярвском районе. Человека избрали главой, доверившись его речам во время избирательной кампании, а потом видят, не способен он к работе в качестве главы поселения. И как иллюстрация тому: зимой родственники тянут гроб с покойником на санках на кладбище, потому что глава поселения не сумел организовать расчистку деревенской дороги. Года хватило человеку чтобы понять не на своём он месте. Сам ушёл.

Наталья Васенина, председатель совета депутатов Суоярвского муниципального округа.
Наталья Васенина, председатель совета депутатов Суоярвского муниципального округа.

Роман Петров:

- Возможна ситуация, когда глава поселения, боясь потерять работу, будет настраивать людей против перехода на одноуровневую систему самоуправления.

Сколько потребуется времени, чтобы люди осознали правильность принятого ими решения о создании муниципального округа?

Татьяна Дубицкая:

- После этой зимы уже всё понятно будет. Если всё хорошо, то и людям хорошо. Они даже и разницы никакой не ощутят от перехода на одноуровневую модель.

Роман Петров:

- Если о Карелии в целом говорить, то процесс растянется по времени. Слишком разные у нас территории. Мы у себя это сможем оценить через год.

Наталья Васенина:

- Всё будет зависть от того, кто этим займётся. Нужно суметь объяснить людям, показать лучшую сторону этой модели. Нужно иметь желание сделать это. Через какое-то время подведём итог. Во все посёлки выедем с отчётами. Сейчас работаем над нормативной базой нашего округа. Раза два в год будем проводить выездные сессии в поселениях.

-10

Светлана Логинова, жительница села Вешкелицы, бывший депутат парламента Карелии:

- Наше село было единственное из всех, где жители голосовали против создания муниципального округа. Были не против организации округа, а против того порядка как всё сделано было.

Сейчас идёт процесс становления. В администрации поселения остался работать специалист. Это успокоило людей. Неверие идёт от того, что люди не понимают происходящего, им нужно объяснять. Давать чёткие и ясные ответы на задаваемые ими вопросы.

Думаю с год уйдёт прежде чем поймём хуже-лучше стало. Пока рано делать выводы. Можно лишь сказать, что наше поселение не ощущает большого отрицательного результата. А самое главное, если республика хочет продвигать этот вопрос, надо быть честными с населением. Чётко объяснить населению: почему, что и как? Вот тогда народ и поймёт всё.

Публикацию подготовил Анатолий Цыганков