Ученые прочитали содержимое с таблички, написанной древней системой письма 4 тыс. лет назад, которая использовалась на территории современного Ирана. Оказалось, что она содержит предупреждение о мести божества.
Запись на этой загадочной табличке давно заинтриговала ученых. Ее судьба напоминает сценарий сенсационного фильма. Владельцем таблички оказался норвежский коллекционер и бизнесмен Мартин Шойен, который якобы должен был приобрести ее у торговца антиквариатом с Ближнего Востока. Табличка должна была быть с территории бывшей Персии, то есть теперь Ирана. Когда об артефакте, принадлежащем норвежцу, стало известно, этим вопросом заинтересовался музей истории культуры Осло. Сотрудники музея посчитали, что коллекционер незаконно получил табличку и вывез ее из Ирана в нарушение закона. В августе 2021 года полиция вошла в его дом и забрала ценный артефакт, передав его музею.
Письмо, написанное тысячи лет назад
Ученые заинтересовались табличкой из-за содержания, написанного почерком "линейный Эламит", использовавшимся на Ближнем Востоке в бронзовом веке (ок. 2300-1850 до н. э.). Это настоящая "белая ворона" для коллекционеров древних рукописей. Некоторые из немногих артефактов с текстом, записанным в линейной системе Elamite, находятся в Музее Лувра.
Бог любит короля Авана
Перевод надписи с таблички представлял для ученых немалую проблему. Древняя система Linear Elamite содержит 300 символов, каждый из которых символизирует другой звук. Например, рисунок полумесяца означает звук "па". Почти 4 процента символов остаются полной загадкой. Сравнивая подобные артефакты с этим почерком, специалисты по древним языкам зачитали послание от царя Авана и предупреждение его врагам.
Король Авана Пузур-Сушинак любим [Богом] Инсусинаком. любой, кто восстает против короля, должен быть уничтожен.
В связи с делом о прочтении записи на 4 тысячелетней таблички вернулся вопрос об исчезновении из стран Ближнего Востока самых ценных памятников. Их часто за бесценок продают коллекционерам на Западе, которых не волнует незаконный источник происхождения артефакта. Очень часто самые дорогие экспонаты, продаваемые западным коллекционерам на черном рынке, крадутся прямо из музеев Египта, Ирана или Ирака.