Найти в Дзене
Без шелухи. Marina Kon

Зыбкое Дунино счастье или Золушка после свадьбы

… Что надеть для поездки в Рубцово-Покровское, ее любимое село? Лютая нынче зима, зато у царицы Евдокии гардероб – всем прежним царицам на зависть. Сундуки завалены с верхом. - Ульяна, душенька, помоги. Боярыня Троекурова рада услужить Евдокии Лукьяновне; вместе выбирают наряд на выезд. Лисью шапку в яхонтах? Нет, соболий треух получше будет. Поверх платья – бобровый воротник-ожерелье. Бархатная шубка с золотыми пуговицами, серебряной вышивкой, подкладкой из желтой тафты. Ручки царские согреют собольи рукавицы, под стать треуху. Ох, хороша государыня, супруга Михаила Федоровича Романова. И ни капли ей не стыдно выставлять напоказ свое богатство. Потому что она его заслужила. Бедная родственница Зимой 1626 года инокиня Марфа, царева мать, не находила себе места. Ее 30-летний сын, бездетный вдовец, для которого устроили смотрины, из 60-ти красавиц лучших родов не выбрал ни одну. Давно Мише жениться пора, что ж он привередничает? Придется уламывать упрямца глянуть на девиц еще раз; авось

… Что надеть для поездки в Рубцово-Покровское, ее любимое село? Лютая нынче зима, зато у царицы Евдокии гардероб – всем прежним царицам на зависть. Сундуки завалены с верхом.

- Ульяна, душенька, помоги.

Боярыня Троекурова рада услужить Евдокии Лукьяновне; вместе выбирают наряд на выезд. Лисью шапку в яхонтах? Нет, соболий треух получше будет. Поверх платья – бобровый воротник-ожерелье. Бархатная шубка с золотыми пуговицами, серебряной вышивкой, подкладкой из желтой тафты. Ручки царские согреют собольи рукавицы, под стать треуху. Ох, хороша государыня, супруга Михаила Федоровича Романова. И ни капли ей не стыдно выставлять напоказ свое богатство.

Потому что она его заслужила.

Царица Евдокия, "музейная".  Фото из открытых источников.
Царица Евдокия, "музейная". Фото из открытых источников.

Бедная родственница

Зимой 1626 года инокиня Марфа, царева мать, не находила себе места. Ее 30-летний сын, бездетный вдовец, для которого устроили смотрины, из 60-ти красавиц лучших родов не выбрал ни одну. Давно Мише жениться пора, что ж он привередничает? Придется уламывать упрямца глянуть на девиц еще раз; авось разглядит суженую.

Лучше бы Марфа угомонилась тогда.

Царь Михаил внял ее просьбе, снова, вздыхая и скучая, двинулся вдоль вереницы ярких платьев, кокошников, румяных щек и нежных ручек. Выбор сделал – неожиданный для всех. Полюбилась ему 18-летняя наперсница боярышни Волконской, именем Евдокия, дочь мелкопоместного калужского дворянина Лукьяна Стрешнева. В смотринах Дуня не участвовала, взята была в Москву для душевных бесед с Волконской, для ее поддержки. Поддержала.

Михаилу донесли, что Стрешневу обижает родня (судя по всему, те же Волконские), что терпит бедняжка насмешки, притеснения. Якобы государь тогда изрек: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою». Еще ему пришлись по душе манеры девицы, милое личико, кроткий нрав. И решил добряк сделать сказку былью: превратить страдалицу в царицу.

Свадьба Михаила и Евдокии. http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2020/02/02-47.jpg
Свадьба Михаила и Евдокии. http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2020/02/02-47.jpg

Инокиня Марфа вздыхала, сморкалась в платочек, а перечить сыну не осмелилась. Однажды уже перечила, когда Миша собрался жениться на девице Хлоповой; сын послушался, от той невесты отказался. Но отчаянно не везло ему с тех пор по части женитьбы.

Зря Марфа так убивалась. После свадьбы смышленая Евдокия покорила ее обходительностью, послушанием. Бог с тем, что незнатная она; зато в царской семье отныне мир да благодать.

Михаил и Евдокия. https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/10/Mihail-Fedorovich-Evdokiya-Streshneva.jpg
Михаил и Евдокия. https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/10/Mihail-Fedorovich-Evdokiya-Streshneva.jpg

Хорошее быстро кончается

На женщину скромного достатка свалилось сказочное богатство. Евдокия Лукьяновна не удивила: из Золушки вышла заурядная боярыня. На столе – самые вкусные яства, в шкатулках – несметное число драгоценностей, сундуки ломятся от платьев. Их потом донашивали царицыны дочки, кое-что перепало снохе Наталье Нарышкиной; даже внучка, царевна Софья, не гнушалась бабкиными нарядами.

Скопидомка? Вроде нет: царица Евдокия щедро раздает милостыню, любит разбирать челобитные, одаривать просящих. Понемногу, но чтоб каждому досталось.

В ее покоях с утра до ночи путаются под ногами дурки да карлицы. От Парашек, Федорок, Марфуток рябит в глазах: царица одевает любимиц ярко, затейливо. На шутих недобро косятся родовитые Троекурова, Бутурлина; они теперь прислуживают той, кто по знатности в подметки им не годится. Евдокия Лукьяновна, правду сказать, не шибко зазнается, а все равно обидно.

Одно за другим всплывают колдовские дела: якобы ворожбой хотят извести царицу. Мастерицы Антонида Чашникова, Дарья Ламанова, постельница Любава Волосатова… Все пытаны с пристрастием, сосланы. Евдокию трясет, как осиновый лист: не дают ей спокойно царствовать рядом с супругом. Простое ее происхождение многим поперек горла.

Памятник Евдокии с сыном Алексеем на ее родине в Мещовске. https://img.magput.ru/pics/large/0e85cd80-6d2e-46b2-9313-f48360db96e7..jpg
Памятник Евдокии с сыном Алексеем на ее родине в Мещовске. https://img.magput.ru/pics/large/0e85cd80-6d2e-46b2-9313-f48360db96e7..jpg

Но главная беда – дети. Десятерых рожает Евдокия; шестеро умирают. Потомство является на свет хилым, нежизнеспособным - будто впрямь кто порчу навел на царицу. Из трех сыновей выживает один царевич Алексей.

Царь Алексей Михайлович, отец Петра I. https://www.ipbr.org/assets/i/projects/history_132_03.jpg
Царь Алексей Михайлович, отец Петра I. https://www.ipbr.org/assets/i/projects/history_132_03.jpg

А у старшей дочери Ирины личная драма: пожелал Михаил Федорович выдать ее за датского королевича Вальдемара, да насчет религии не договорились. Нашла православная коса на лютеранский камень. Хотя уламывали заморского принца изо всех сил, убойные доводы приводили, типа Ирина «во всю жизнь свою ни разу не была пьяна». Так и осталась царевна-трезвенница в старых девах; не повторилась маменькина сказка.

В 1645-м царь Михаил скончался от брюшной водянки. Лекари качали головами: извели государя холодное питье да тяжкая кручина. Царица Евдокия протянула без мужа месяц. Никакие наряды с каменьями ее не утешили: умерла, как пишут, от горя, от черной тоски по мужу - не дожив до сорока.

Автор – Марина Туманова