Художественная династия Брейгелей оставила такой важный след в мировом искусстве, что его просто невозможно не заметить.
А уж в современных реалиях популярность Брейгеля Младшего многократно возросла. По необъяснимой причине, интерес к средневековой и ренессансной живописи сделал новый виток. Особенно в отношении Адского Брейгеля.
Так Младшего прозвали за сюжеты, которые он выбирал для своих работ. В основном на них изображались сцены чистилищ, адских тварей и мук человеческих. Но если в годы жизни художника эти образы были кошмарными и пугающими, то современное общество, пресыщенное настоящими ужасами, уже не боится рисованных монстров из преисподней.
Зато через познание этих удивительных существ сейчас можно попытаться понять человека той эпохи, ход его мыслей, страхи и терзания. Иногда правда Брейгель отходил от своих карательных сюжетов и в качестве дани уважения отцу – Питеру Брейгелю Старшему (Мужицкому) писал поучительные житейские сцены.
«Человек с мешком денег и льстецами» - как раз из серии иллюстраций пословиц и поговорок, к которым часто прибегали нидерландские художники. И вся композиция, и название, и подача в общем-то довольно красочно иллюстрируют нам актуальную по сей день мысль: если ты богат, не стоит беспокоиться об отношении к тебе окружающих.
Сама пословица, кстати, звучит довольно грубовато: "В мой мешок влезает так много денег, что весь мир лезет ко мне в дыру", но зато как точно. И хотя на исходе 16 века еще не было такого понятия, как сюрреализм, у Брейгеля отчетливо видны его элементы.
Богач на картинке сыпет из мешка серебряные и золотые монеты, оглядываясь на толпу людей, отчаянно прорывающуюся к нему. Они стремятся вперед динамично, неудержимо, готовые идти по головам. В таких сюжетах обязательно помещается и духовенство, как без него? Представители церкви давно славятся своим умением добывать деньги на нужды своего праведного (не всегда) дела.