Сюжет. Конец прошлого тысячелетия, канун нового года, человечество замерло в ожидании конца света. Известного чернокожего исполнителя убивают и Лос-Анджелес стоит на грани расовых бунтов. Новое устройство, разработанное в ФБР, попадает на чёрный рынок и позволяет пережить мгновения из чужой жизни. И на фоне всего этого бывший полицейский по имени Ленни Неро, который из-под полы торгует записями для этого устройства, пытается найти убийцу знакомой девушки и спасти от такой же участи свою бывшую.
Этот фильм по всем параметрам должен был стать хитом. Сценарий к нему написал сам Джеймс Кэмерон, который сочинил его ещё в 1986 году, но отложил "на полку" из-за обязательств по другим своим проектам. Времени для работы над этим сценарием всё не находилось, и он решил доверить его экранизацию своей третьей жене Кэтрин Бигелоу.
У Бигелоу к тому моменту в резюме были три полнометражных фильма, последним из которых был культовый боевик "На гребне волны" (Point Break, 1991) с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи. Кэмерон кстати приложил руку и к этому фильму - помогал своей жене в работе над сценарием, именно тогда ему и пришла в голову идея сделать её режиссёром "Странных дней".
Кэтрин была очень впечатлена историей придуманной её мужем: "Эти два персонажа на пороге тысячелетия, причем один из них пытается заставить женщину, которая его любит, помочь ему спасти женщину, которую он любит. Это мощная эмоциональная матрица." Кэмерон и Бигелоу приступили совместно к более детальной проработке сценария - они прдумали большую часть диалогов, развили общественный и политические элементы.
Кэмерон больше сосредоточился на романтической составляющей фильма, в то время, как Бигелоу занялась его злободневностью, к чему её подтолкнули произошедшие в 1992 году в Лос-Анджелесе расовые беспорядки, вызванные избиением офицерами полиции чернокожего мужчины по имени Родни Кинг, последовавшим за этим судом над ними и их оправданием. Также она разрабатывала персонаж по имени Мейс, через которую она хотела поднять темы "женской виктимизации и расового угнетения".
На основе их совместной работы Кэмерон написал 90-страничный тритмент (краткое изложение основных моментов истории в прозе без подробных диалогов и тщательного описания сцен), который он описал как "практически роман, но он был слишком громоздкий, ему нужна была структура". После чего, из-за обязательств по другим своим проектам, дальнейшая работа над сценарием была доверена Джею Коксу, получившему Оскар за Лучший адаптированный сценарий к фильму "Эпоха невинности" (The Age of Innocence, 1993). Кэмерон был доволен работой, проделанной Коксом, он только немного подкорректировал диалоги и сценарий был готов. А своё название он получил в честь одноименной песни группы The Doors из альбома с тем же названием "Strange Days", выпущенном в 1967 году.
Сценарий был завершен в 1993 году. Далее началась подготовка к съёмкам. Производством этого фильма и одновременно следующего режиссёрского проекта Кэмерона "Правдивая ложь" (True Lies, 1994) занялась основанная им в начале 90-х компания Lightstorm Entertainment, для которой эти фильмы стали первыми самостоятельными проектами. Финансированием занималась студия 20th Century Fox, это стало частью большой многомиллионной сделки между двумя компаниями. Однако несмотря на то, что оба фильма продюсировал Кэмерон финансирование их было неравномерным: первоначально бюджет "Странных дней" составил $30 млн., а "Правдивой лжи" - $70 млн.
Анжела Бассет была прикреплена к роли Мейс ещё на самых ранних этапах производства. А вот на роль Неро рассматривались многие знаменитые актёры того времени: Арнольд Шварценеггер, Дензел Вашингтон, Майкл Китон, Том Круз, Джефф Бриджес, Мел Гибсон, Брюс Уиллис, Энди Гарсия, Николас Кейдж, Патрик Суэйзи, Джон Траволта, Шон Пенн, Билл Пакстон, Деннис Куэйд и Курт Рассел. В январе 1994 года сообщалось, что роль скорее всего достанется Энди Гарсиа, однако уже 3 февраля было объявлено что роль Ленни Неро исполнит британец Рэйф Файнс. По словам Бигелоу её впечатлила его роль в фильме "Список Шиндлера" (Schindler's List, 1993), однако Кэмерон считал, что на эту роль больше бы подошёл актёр с качествами "болтун и пройдоха", правда позже он признал, что Файнс сделал Ленни "более сексуальным персонажем - парнем, о котором хочется заботиться".
К роли музыкального промоутера одно время присматривался Bono, подумывая сделать её своим актёрским дебютом, однако она в итоге отошла с канадцу Майклу Уинкоту. А роль возлюбленной Неро досталась Джульетт Льюис, которая была выбрана благодаря своим музыкальным талантам, Бигелоу хотела чтобы актриса сама исполняла песни в фильме, и Льюис исполнила все песни в фильме, которые специально для неё написала британка PJ Harvey. Также в значимых ролях в фильме сыграли Том Сайзмор, Винсент Д’Онофрио, Гленн Пламмер, Брижит Бако и Уильям Фихтнер.
Соглсано графика съёмки должны были начаться 12 мая 1994 года, но эта дата была перенесена на 6 июня, поскольку актёрский состав ещё не был окончательно сформирован. Фильм был полностью снят в районе большого Лос-Анджелеса в течение 77 дней, правда работали в основном по ночам.
Самым технически сложным моментом оказались сцены, снятые с видом из глаз героев. Целый год был потрачен на создание специализированной камеры, которая могла бы воспроизводить нужный эффект. Это сейчас подобные сцены не вызывают никаких проблем, а в то время приходилось для этого работать одновременно троим-четверым человекам: один держал камеру, второй добавлял в кадр свои руки и один-два постоянно перетаскивали кабели питания, идущие к камере, чтобы участники в них не запутались, и они не попали в кадр.
Несмотря на то, что в титрах в графе монтажёр значится только имя Ховард Э. Смит, очень много работы на этом этапе проделал сам Кэмерон, особенно в заключительных экшн-сценах. Однако поскольку он к тому моменту не был зарегистрирован в Американской ассоциации монтажёров, его имя, по правилам американского кинопроизводства, не могло быть упомянуто в титрах. К началу съёмок "Титаника" (Titanic, 1997) Кэмерон уже исправил это упущение и его имя можно найти среди монтажёров фильма.
Премьера фильма состоялась 3 сентября 1995 года на кинофестивале в Венеции, а в широкий прокат он вышел 13 октября того же года. Сказать что сборы фильма были скромными, это сильно преувеличить. При итоговом бюджете фильма в $42 млн. у себя на родине он заработал всего около $8 млн., данных по международному прокату я не нашёл, но подозреваю, что и там тоже всё было печально. Не стал он хитом и на домашнем видео и официально был выпущен в довольно небольшом количестве стран, а в США он до сих пор так и не был издан в высоком разрешении. Первый Blu-Ray был выпущен в Германии в 2009 году, а через десять лет он вышел ещё в Англии и Испании и всё.
Отзывы критиков правда были довольно неплохие, сейчас на Rotten Tomatoes у фильма 67% свежести на основании 54 рецензий, все они сходились во мнении, что фильм рассказывает довольно приятную научно-фантастическую историю, хотя по ходу немного путается в своих футуристичных идеях.
Провалился фильм, но мой взгляд исключительно из-за отсутствия узнаваемых лиц, Файнс хотя и отличный актёр, но всё же для блокбастера его харизмы маловато, да и герой у него получился какой-то слабенький, постоянно за него вступается героиня Анджелы Бассетт. А самыми слабыми элементами сюжета оказались расовые беспорядки и героиня Бассетт, то есть те, над которыми работала Бигелоу. Но сейчас, в общем, фильм смотрится очень даже неплохо, в первую очередь благодаря своему визуальному наполнению. Конечно по своим технологическим идеям он сильно устарел, но как криминальный триллер смотрится очень даже замечательно.
В сети доступна копия с немецкого Blu-Ray, с очень неплохой картинкой, а из озвучек есть три варианта многоголосок сделанных для отечественных ТВ каналов, четыре авторских перевода времён VHS (Андрей Гаврилов, Юрий Живов, Сергей Визгунов и Пётр Карцев), а также какой-то современный перевод от человека с позывным Mazur.