Найти тему

Курс Медитации Випассана, как метод психологической гигиены.

Аннотация. В статье будет рассматриваться випассана, как метод психологической гигиены, будут сформулированы задачи и цели, которые могут оказаться полезны для людей решивших попасть на десятидневный курс випассаны. Также будут приведены аргументы «за» и «против» на основе эмпирических данных. Разберём данный вид медитации, как инструментарий для Самотрансценденции личности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Медитация, випассана, психологическая гигиена, самотрасценденция, задачи.

Введение. На данный момент медитация становиться всё более популярной в Европейской культуре. Каждый человек, так или иначе, слышал о ней, многие хоть раз в жизни ее практиковали. Медитация тесно связана с йогой, восточными боевыми искусствами. Активно исследуется медитация и с точки зрения медицины и психологии. Медитация, как психотехника тесно связанна с сознания человека, его расширением, осознанием человеком себя, позволяет выйти за привычные рамки осознанности и тем привлекает в равной степени и индусов, и тибетцев, и европейцев. Несмотря на то, что в общественной дискуссии медитация порой признается недейственной техникой, порой даже просто отнимающей время, имеются научные доказательства того, что медитация влияет на человека и его сознание в положительном ключе. Это не отменяет необходимости и дальше исследовать влияние медитации на человека, но доказывает актуальность метода.

Основная часть.

1.1 История и культурный аспект.

Как утверждают источники, медитации "випассана" более 2500 лет, что она была заново открыта Готамой Буддой. Но, прослеживается в информационном сообществе с 1969г. Первым учителем который начал продвигать данную медитации был С.Н. Гоенка. На данный момент по миру открыто 237 центров, где любой желающий в независимости от религии, нации, пола, может пройти курс випассаны. Также 136 мест вне центров, где проводят ретриты. Это касательно техники С.Н. Гоенка. [1]

Центр Випассаны Гоенки в Подмосковье
Центр Випассаны Гоенки в Подмосковье

Юнг указывал, что любые вторжения восточных культур и практик хороши в использовании, но когда человек на основе этого меняет образ жизни, привязывает себя к другой культуре, которая существовала и строилась веками далеко от западного мира, человек только дальше уходит от себя делая свою жизнь иллюзорной. Так как среда и культура запада имеет совершенно другой вектор развития. По Юнгу – не столько самоцель, сколько повод для того, чтобы разобраться в процессах, происходящих в коллективной психологии людей на Западе, и таким образом, возможно вновь найти забытый "западный путь" благодаря Восточной культуре. [2]

1.2 Психогигиена и Випассана.

1. Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Она призвана помогать человеку -

* избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,

* обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные природные ресурсы, или изменяя свое отношение к ним.

Можно сказать что медитация, молчание, природа, уединение являются “естественными природными ресурсами” человека, так и воздействие их за короткий промежуток времени будет способствовать изменению отношения к разным вещам, проблемам и т.д. При этом гигиеническое воспитание можно рассматривать как комплексную образовательную и воспитательную деятельность, направленную на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Можно выделить актуальность данной темы так как психогигиена необходима в современном обществе.

Важно понимать, что десятидневный курс медитаций и тишины не является волшебной пилюлей. Как и любые практики (физические или духовные) требуют терпения, усердия и постоянных тренировок для освоения и углубления. Тут же будьте готовы после курса продолжить практиковать (для этого придется в свой распорядок дня выделять 1-2 часа на медитацию, главное систематичность) или же оставить это как опыт повторяя его для профилактики, второй вариант будет менее действенным. Но определенно этот опыт скажется благоприятно и даст толчок к чему-то полезному и новому. Необходимо открыться новому опыту, а не искать изъяны. Далее в задачах и целях будет описано влияние Випассаны на психогигиену.

Немного о практике:

Основой практики является sīla (шила) — нравственное поведение. Sīla обеспечивает основу для развития samādhi (самадхи) — сосредоточения ума; очищение ума достигается через paññā (паньня) — мудрость, интуицию.

Все, кто участвует в курсе випассаны, должны взять на себя обязательство во время курса неукоснительно соблюдать следующие пять предписаний:

1. воздерживаться от убийства живых существ;

2. воздерживаться от воровства;

3. воздерживаться от всех видов сексуальной активности;

4. воздерживаться от лжи;

5. воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ.

1.2 Зависимость и созависимость на курсе

Резкий отказ от объекта зависимости крайне негативно будет сказываться на психическом состоянии человека. Например, при зависимости и созависимости индивид будет находиться в пограничном состоянии на протяжении всего курса и тут он может либо найти 101 причину чтобы покинуть курс, либо дойти до конца, но результата он не получит, а будет восстанавливаться уже после курса, окунувшись при этом в свой знакомый комфортный быт. На первые дни происходит встреча с собой, своим подсознательным материалом. "Встреча с собой требует определенной мужественности, встреча в первую очередь с теневыми аспектами личности, с вытесненным материалом, который возможно не осознается индивидом по сей день, страхами и слабостями."[3] К.Г Юнг

- Если вы решили использовать эту практику во благо, то нужно здраво оценивать свои силы и возможности, касательно физического здоровья (питание, сон, физические нагрузки) и психического здоровья, в особенности людям, которые зависимы от любого вида препаратов (никотина, алкоголя, наркотиков и тд), также людей с тяжелыми психическими расстройствами, и людей после травм (расставание, утрата близких, депрессия). Стоит обратить внимание на эти вещи перед началом курса. Есть месяц после одобрения заявки на прохождение курса, где вы можете подготовиться к режиму, питанию и медитациям. Уменьшить или убрать алкоголь, или никотин.

2. Задачи и цели.

-Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что толкает людей проходить курс випассаны:

1) Сложные жизненные ситуации (утрата близких, психические травмы, бессмысленность жизни, неудачные отношения).

2) внутренний поиск (люди которые в поиске себя и смысла жизни).

3) философские побуждения (приверженцы разных восточных учений, практик, убеждений).

4) интерес (люди, решившие попробовать что-то новое, за компанию). В основном человек сталкивается с випассаной через средства массовой информации, книг, иных восточных практик, сарафанное радио или от других людей.

1. Рефлексия.

Наша жизнь является чередой событий, моментов. Чаще всего представляет собой цикличность, повторяющуюся на протяжении жизни. Современный человек постоянно находится в движении, бежит неизвестно куда и непонятно откуда, ставит цели достигая их, реализуя тем самым материальные потребности, обретая ценности (семья, дети, свой дом и быт). Это всё требует постоянной вовлеченности и человек может так прожить всю жизнь работая на нелюбимой работе, строя семью с человеком, который его не понимает, совершая действия, противоречащие его убеждениям, или жить не своей жизнью, точнее жить для кого-то. Понимание, что всё не ограничивается тем, что нам предоставляет социум и теми ценностями которыми мы обладаем(материальные). Когда внутри возникают подобные вопросы "А для чего всё это?", "В чем смысл моей жизни?", "Ответственен ли я за свою жизнь", "Мой ли это выбор?" они метафорически говорят нам о целостности к которой стремится сущность.

Эти вопросы философского характера возникают в жизни человека в разные периоды времени. Я воспринимаю данного рода вопросы как символику. [4] направляющую человека к духовной и осознанной жизни (к себе) и либо мы откликаемся и стаем на путь жизни [5], либо отрицаем и возвращаемся в привычную среду обитания.

Само понятие рефлексии возникло от позднелатинского гейехю, что в дословном переводе означает «обращение назад». Рефлексия дает человеку способность к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром. Так вот задача "Рефлексировать" весь сознательный и подсознательный материал необходимо поставить на первые дни пребывания в центре випассаны. После твердого намерения остаться, в свободное время от медитаций или лекций, направляя свое внимание на рефлексию своей жизни, тем самым мы начинаем “проживать вытесненные эмоции” это и есть следующая цель, вытекающая из рефлексии.

2. Проживание вытесненных эмоций.

Как было указано выше, центр Випассаны является подходящим местом для рефлексии, а вот противовесом этому всему будут вытесненные эмоции, переживания, события, страхи, фобии и т.д. Это всё проявляется у большинства на курсе. Так возвращаясь к физическому и психическому здоровью неподготовленные люди, имеющие проблемы разного рода: проблемы в семье, от алкоголя, заядлые курильщики, все эти люди будут переживать этот период особенно остро. Стресс физический от семичасовых медитаций, изоляции, выход из зоны комфорта, режим сна, режим приема пищи и сама вегетарианская пища будут давать стресс организму. Так ещё подсознательный материал с эмоциональным фоном всплывающие в сознании будут приводить к истощению, тревоге и стрессу. Постоянные медитации направленные на наблюдение дыхания и ощущений в теле обостряют восприимчивость ума. Из бессознательного при этом всплывают разные моменты, события, мысли и ситуации где мы принимали решения, действия не целесообразно истинным намерениям, возможно где-то привычным механизированным образом, где механизм защиты и эмоций блокируют объективную оценку происходящего, то есть срабатывают защиты у индивида при которых негативные эмоции вытесняются и оказывают влияние на жизнь человека из тени- неосознанно.

Описание по тому материалу, который начинает проявляться на второй-третий день пребывания в центре. Этот материал потоком обрушивается на человека, что приводит организм в стресс, при этом медитации компенсируют, фокусируя внимание на ощущения и дыхание, тем самым устраняя симптомы тревоги, сомнений не позволяя человеку впадать в деструктивность и апатию, а наоборот направлять своё внимание на ощущения при мыслительных процессах, окрашенных эмоциями, мы начинаем наблюдать ощущения, связанные с этими переживаниями, тем самым рефлексируем и проживаем вытесненные эмоции. В свободное время можно продолжить рефлексировать и проживать тревожные мысли, события, жизненные проблемы и начать прислушиваться к своему внутреннему голосу относительно себя и своей жизни. При этом лучше не зацикливаться на постоянном анализе и мыслях так как далее предстоит “переродиться”, для этого необходимо выйти за пределы своего “Я”, так в логотерапии возник феномен самотранценденции [6,7,8,9].

3. Самотранценденция как конечная цель.

Виктор Франкл является основоположником логотерапии, первый кто взял самотранценденцию за основу своей психотерапии. Самотрансценденция по Франклу отмечает тот фундаментальный антропологический факт, что человеческое бытие всегда обращено на что-то, чем оно само не является - на что-то или на кого-то: либо на некий смысл, который необходимо осуществить, либо на бытие близкого человека, с которым оно соотносится. Действительно, человек всецело становится человеком и находит самого себя тогда и только тогда, когда он преданно и самоотверженно служит какому-то делу, с головой уходит в решение какой-то задачи или посвящает себя любви к другому человеку, переставая думать о себе, буквально забывая самого себя. [7,8].

Как это будет связано с випассаной и психогигиеной? Отвечая на этот вопрос необходимо соблюдать некую структуру. Не все люди приезжающие на курс в гармонии и блаженстве, проходя каждый день спокойно и уравновешенно, особенно это касается людей, прибывших впервые. Возможно для людей, которые неоднократно проходят курсы и являются адептами данного учения (а это целое учение имеющее свои корни, определенную структуру, правила и заповеди.) критично отнесутся к данной информации, так как адаптируя восточные учения под западный лад не есть полноценное знание. Вопрос культурного аспекта остается открытым. [2]. Поэтому задачи и цели в этой статье предназначены скорей для людей, которые не проходили практику.

Три основных задачи в статье имеют некую иерархию (из эмпирического опыта). От частного (то есть своего “Я”), к общему (выход за пределы “Я” т.е. к миру.) Адаптацию мы относим к частному, так как проходя от рефлексии к проживанию человек освобождает много энергии. После адаптации (4-5 дней), возможность не зацикливаться только на себе, стараясь выйти за пределы своего “Я”. обратить внимание на мир, который был и будет после нас, на что-то помимо себя и своего “Я”, на что-то более важное, чем собственное “Я”, связанное с ноэтическим [8] по Франклу. Где всё есть дух и смысл, ответственность и совесть. У каждого будут разные прозрения и истины, которые будут прочувствованы, обдуманны и прожиты. Медитации, вегетарианская пища, уединение, природа окажут то волшебное действие для возможности услышать свой истинный голос. Как ребёнок в утробе проходит все этапы эволюционного развития, как человек взрослеет, и взрослый преодолевает кризисы, далее готовясь к смерти. Так в любом учении и практике- необходимо начинать с малого, маленькими шагами совершенствуя себя, достигать мастерства на пути к высшему, целому.

Литература

1. Vipassana Meditation (dhamma.org)

2. Карл-Густав Юнг О ПСИХОЛОГИИ ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЙ И ФИЛОСОФИЙ

О психологии восточных религий и философий (сборник) — Карл Юнг (livelib.ru)

3. https://mybook.ru/author/karl-yung/arhetipy-i-kollektivnoe-bessoznatelnoe/read/

4. https://librebook.me/the_hero_with_a_thousand_faces

5. https://librebook.me/dusha_cheloveka/vol1/2?ysclid=le1g4h0pmq685890137

6. Самотрансценденция как путь к смыслу – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990. - 386 с.

8. Франкл В. Теория и терапия неврозов. - Спб.: Речь, 2001. - 234 с.