87,7K подписчиков

Не вредит ли кремация тела усопшего его душе? Игумен Лука (Степанов)

308K прочитали
Вопрос к священнику:  В каком виде восстанут умершие в телах после кремации?

Вопрос к священнику:

В каком виде восстанут умершие в телах после кремации?

Очень актуальный вопрос: не вредит ли сожжение тела и расположение в урне и на полке душе, которая, разлучившись с телом, возвращается к Богу, который и дал ее, оставив тело по слову Божьему в земле?

В традициях православного благочестия погребение в землю человека, тогда как телесный состав его безжизнен, - это исполнение завета Божьего: "Земля еси в землю отыдише".

Хотя в земле происходят несколько медленнее те же процессы, которые и в огне, постепенно истлевает человеческое естество, его физическая часть, или, как говорят сейчас, форма существования белковых тел. Но этому сосуду бессмертной души принято воздавать почести погребальные, и с ними, предать земле того, кто совершил свой земной путь, который сопряжен был, конечно же, со скорбями, с трудами, с болезнями, самой смертью и свидетельством греховной поврежденности рода человеческого.

Что происходит с телом после смерти, для души, надо сказать, не особенно-то и важно, ибо это уже дело не воли самого человека, завершившего свое поприще и представшего уже пред Господом с определенным расположением своего сердца.

Теперь суд уже будет определяться в связи с достигнутыми расположениями, с явленными произволениями человека, а не с тем, а где пребывает его тело. Иных съедали звери, иные оставались навсегда на дне морском.

Вопрос к священнику:  В каком виде восстанут умершие в телах после кремации?-2

Также постепенно прекращавшие всякое существование в оформленном телесном составе люди подвергались и сожжению после смерти, а некоторые и положенные во гроб, пребывали в глубине земной достаточно долгое время, так что при земляных работах в какие-то последующие времена и последующих поколений уже нельзя было отличить человека от той земли, которая вокруг него обреталась, ибо он воистину в неё возвращался.

Все эти виды, все эти последствия человеческой смерти телесной ровно никакого влияния не имеют на устроение души человека. Потому кремация, которая сейчас все более популярной становится из-за дороговизны участков на кладбищах городских и находящийся неподалеку от больших городов, а иногда из-за страха умирающих или их родственников о возможном возвращении к жизни в страшных условиях, заколоченного или закопанного под слоем земли в гробе.

Но эти страхования достаточно пусты. "Человеку надлежит единожды умереть", - говорит апостол, а потом суду предстает душа. Ибо по расположению является очевидным ее вечная участь, и от того, насколько успела она проникнуться Духом Божьим, насколько стяжала она любовь ко Христу, насколько просвятилась она благодатью Божьей по добрым делам своим, ему покаянию, настолько и благонадежна вечная участь ее.

Воссоединение души с телом произойдет по откровению Господню при втором пришествии Христовом. И апостол Павел благонадежно свидетельствует, что те, кто сподобятся жить во времена антихристовые, которые будут предшествовать второму пришествию Христа, не прежде увидит Господа в его втором пришествии, и не прежде будут восхищены к Нему, как после того, как увидят восставшими вместе с телами своими всех людей, а особенно тех, которые угодили Богу при земной жизни.

Вопрос к священнику:  В каком виде восстанут умершие в телах после кремации?-3

Мертвые о Христе воскреснут прежде, а потом мы живые. Так сказано для всех времен христианских, чтобы каждый из нас чувствовал и понимал, что дело имеет отношение и к Нему лично, и мы живы и будем восхищены на облаках в сретение Господне на воздухе.

И так всегда с Господом будем, но не прежде воскресения мертвых вместе с телами, а после того, как всё человечество однородно предстанет пред Господом, и Господу никогда из небытия к бытию, воззвавшему наши тела с душами, ничуть не трудно будет воссоединить души с теми телами, с которыми произошло разделение в момент их смерти.

И совершенно неважно, какой смертью умер человек с точки зрения ее внешних обстоятельств, важно только, с каким сердечным расположением застиг его смертный час. То есть вечное определение о человеке будет в связи с этим самым душевным настроением, которое всячески нужно управить и исправить за время земной жизни.

Когда же воссоединятся души с телами, тогда, по слову Самого Господа Иисуса Христа, уже нет ни существенных гендерных различий, никаких земных попечений или скорбей. Но сподобившиеся достигнуть грядущего века прибывают, как ангелы на небесах и являются сынами и дочерьми Воскресения, и умереть уже одни могут.

Это таинственное обновленное состояние можно испытать только тогда, когда сподобишься оказаться в числе спасенных.

Как сказано в Апокалипсисе: некий таинственный камень получают избранные, но написанное на этом камне никто не может прочесть, кроме того, кто получает его. Так и прежде этого самого блаженного упокоения наивно пытаться проникнуть своим человеческим помыслам в эти реальности грядущего века и разъяснить и прочувствовать, как он будет праведникам на небе.

Но стремиться к этому призваны мы во всей жизни нашей, и это воссоединение души с телом будет уже не растерзаемым, как и соединение человека с Господом Своим возлюбленным. Об этом и надлежит помышлять, к этому стремится, в этом помощник нам Сам Господь.

Читайте еще: