Вопрос к священнику:
В каком виде восстанут умершие в телах после кремации?
Очень актуальный вопрос: не вредит ли сожжение тела и расположение в урне и на полке душе, которая, разлучившись с телом, возвращается к Богу, который и дал ее, оставив тело по слову Божьему в земле?
В традициях православного благочестия погребение в землю человека, тогда как телесный состав его безжизнен, — это исполнение завета Божьего:
«Земля еси в землю отыдеши».
Хотя в земле происходят несколько медленнее те же процессы, которые и в огне, постепенно истлевает человеческое естество, его физическая часть. Или, как говорят сейчас, форма существования белковых тел.
Но этому сосуду бессмертной души принято воздавать почести погребальные, и с ними, предать земле того, кто совершил свой земной путь, который сопряжен был, конечно же, со скорбями, с трудами, с болезнями, самой смертью и свидетельством греховной поврежденности рода человеческого.
Что происходит с телом после смерти, для души, надо сказать, не особенно-то и важно.
Ибо это уже дело не воли самого человека, завершившего свое поприще и представшего уже пред Господом с определенным расположением своего сердца.
Теперь суд уже будет определяться в связи с достигнутыми расположениями, с явленными произволениями человека, а не с тем, а где пребывает его тело. Иных съедали звери, иные оставались навсегда на дне морском.
Также постепенно прекращавшие всякое существование в оформленном телесном составе люди подвергались и сожжению после смерти. А некоторые и положенные во гроб, пребывали в глубине земной достаточно долгое время, так что при земляных работах в какие-то последующие времена и последующих поколений уже нельзя было отличить человека от той земли, которая вокруг него обреталась, ибо он воистину в неё возвращался.
Все эти виды, все эти последствия человеческой смерти телесной ровно никакого влияния не имеют на устроение души человека.
Потому кремация, которая сейчас все более популярной становится из-за дороговизны участков на кладбищах городских и находящихся неподалеку от больших городов, а иногда из-за страха умирающих или их родственников о возможном возвращении к жизни в страшных условиях, заколоченного или закопанного под слоем земли в гробу.
Но эти страхования достаточно пусты.
«Человеку надлежит единожды умереть», — говорит апостол, а потом суду предстает душа.
Ибо по расположению является очевидным ее вечная участь, и от того, насколько успела она проникнуться Духом Божьим, насколько стяжала она любовь ко Христу, насколько просвятилась она благодатью Божьей по добрым делам своим, ему покаянию, настолько и благонадежна вечная участь ее.
Воссоединение души с телом произойдет по откровению Господню при втором пришествии Христовом. И апостол Павел благонадежно свидетельствует, что те, кто сподобятся жить во времена антихристовы, которые будут предшествовать второму пришествию Христа, не прежде увидят Господа в его втором пришествии, и не прежде будут восхищены к Нему, как после того, как увидят восставшими вместе с телами своими всех людей, а особенно тех, которые угодили Богу при земной жизни.
Мертвые о Христе воскреснут прежде, а потом мы живые. Так сказано для всех времен христианских, чтобы каждый из нас чувствовал и понимал, что дело имеет отношение и к Нему лично, и мы живы и будем восхищены на облаках в сретение Господне на воздухе.
И так всегда с Господом будем, но не прежде воскресения мертвых вместе с телами, а после того, как всё человечество однородно предстанет пред Господом, и Господу никогда из небытия к бытию, воззвавшему наши тела с душами, ничуть не трудно будет воссоединить души с теми телами, с которыми произошло разделение в момент их смерти.
И совершенно неважно, какой смертью умер человек с точки зрения ее внешних обстоятельств, важно только, с каким сердечным расположением застиг его смертный час.
То есть вечное определение о человеке будет в связи с этим самым душевным настроением, которое всячески нужно управить и исправить за время земной жизни.
Когда же воссоединятся души с телами, тогда, по слову Самого Господа Иисуса Христа, уже нет ни существенных гендерных различий, никаких земных попечений или скорбей. Но сподобившиеся достигнуть грядущего века пребывают, как ангелы на небесах и являются сынами и дочерьми Воскресения, и умереть уже одни могут.
Это таинственное обновленное состояние можно испытать только тогда, когда сподобишься оказаться в числе спасенных.
Как сказано в Апокалипсисе: некий таинственный камень получают избранные, но написанное на этом камне никто не может прочесть, кроме того, кто получает его.
Так и прежде этого самого блаженного упокоения наивно пытаться проникнуть своим человеческим помыслам в эти реальности грядущего века и разъяснить и прочувствовать, как он будет праведникам на небе.
Но стремиться к этому призваны мы во всей жизни нашей, и это воссоединение души с телом будет уже не растерзаемым, как и соединение человека с Господом Своим возлюбленным.
Об этом и надлежит помышлять, к этому стремится, в этом помощник нам Сам Господь.
Понравилась статья? Читайте другие материалы по теме в этой подборке👇