Найти тему
KOZHEMYAKINA media

Что такое ретроспектива и зачем она нужна вашей команде

Такова наша жизнь, что любой проект, даже самый интересный и легкий, может провалиться. Да и процессы работы не всегда гладко идут. Что в таком случае делать команде? Тут несколько вариантов: смаковать проблему, сокрушаться над провалом, забить вовсе. В таких ситуациях должен включиться руководитель и провести “работу над ошибками” ну или по умному — ретроспективу. Рассказываем, что это за инструмент.

Ретроспектива — это инструмент, который нацелен на улучшение работы проектной команды, благодаря анализу полученных результатов с разных сторон.

Проводят ее на регулярной основе по завершении итерации/фазы/спринта/релиза разработки проекта, т.е. по достижению измеримого результата. Если выделить фазы невозможно, ретроспектива проходит по закрытию проекта.

Цель ретроспективы — улучшить рабочие процессы. В ходе ее проведения могут выявиться причины, по которым планы на итерацию или проект в целом достигнуты не были, обнажаются проблемы, с которыми столкнулась команда, обсуждаются практики, которые помогли итерации/проекту завершиться успешно.

Помните, специально никто не гадит. Все проблемы случаются не просто так, кому-то может не хватать времени, а кому-то мотивации, энергии, квалификации. Вот это мы и будем выяснять на ретроспективе.

Важно! На ретроспективе вы должны гарантировать людям безопасность, а именно:

🧛‍♀️Понимание, что по итогам ретроспективы никого не накажут

🧛‍♀️На ретроспективе никого не будут унижать и высмеивать

🧛‍♀️За обсуждение проблем не посчитают слабаком

Придется стать сильным и тактичным, чтобы вскрывать проблемы команды, не вскрывая при этом людей.

Формат ретроспективы

🧛‍♂️Подготовка

Заранее планируем встречу и собираем команду в одном помещении без

посторонних.

🧛‍♂️Настраиваем контакт

Первые пару минут включаем людей в работу, общаемся. Можно просто спросить “как дела?”, говорить не обязательно о работе.

Есть альтернативные техники:

🧙‍♀️10-ти пальцевый опрос. Попросите всех выбросить на пальцах насколько довольны текущим спринтом.

🧙‍♀️Happiness radar. Чертим матрицу 3х3. По вертикали - смайлики настроения. По горизонтали - технологии, люди, процесс. Каждый ставит галочку, насколько удовлетворен каждым из аспектов. Стикеры нужны для фиксации предложений по ходу.

🧙‍♀️Проверка безопасности. Просим выкинуть на пальцах насколько каждый чувствует себя безопасно.

Далее напоминаем цель ретроспективы. Если есть новые участники - рассказываем про формат и гарантируем безопасность.

🧛‍♂️Накидываем

Просим по кругу рассказать о плюсах и минусах на спринте. Важно не начинать с новичков, им нужно время, чтобы привыкнуть. Все идеи фиксируем, но не критикуем. Здесь важно чувствовать настроение команды, вступать в диалог и не обесценивать. Если диалог получается неконструктивный, нужно модерировать и подталкивать команду к решениям. Цель таких встреч - вытащить те проблемы, в которых не сознается себе даже сама команда.

🧛‍♂️Подрываем

Это неканоническая техника ретроспектив. Ее смысл в том, чтобы выявить неявные конфликты в команде, понять, кто замалчивает проблемы. Когда проблема найдена - взрываем ее. Главное - решить проблему, а не накалить обстановку.

🧛‍♂️Генерим идеи

Чтобы поменять работу в лучшую сторону, нам нужны идеи. Первое время подойдут любые, даже немного безумные. Критиковать нельзя, отсев будет позже.

Тут важно выделить 2 фазы, как в брейншторме:

  1. Обсуждение проблем и генерация идей по устранению проблем
  2. Выбор среди тех идей, которые будем реализовывать

В идеале на каждый минус придумываем 2-3 идеи по его устранению.

🧛‍♂️Выбираем лучшие идеи

Далее из идей выбираем несколько конкретных улучшений, которые команда готова воплотить. Если идей очень много, можно устроить голосование. Важно на этом этапе отсекать идеи, которые не несут решений из разряда: работали плохо, давайте работать лучше.

В план должны попадать выполнимые идеи с конкретными исполнителями. А следующую ретроспективу следует начать с проверки, что из задач получилось сделать. И не стало ли от этого хуже.

🧛‍♂️Заключительная часть. Подводим итоги

Кратко зачитываем план. Можно убедиться, что все довольны и вопросов не осталось. Обратная связь по ретроспективе приветствуется. Если команда недовольна ретроспективой, нужно искать причины и доводить до ума систему вашей работы с командой.