Мои наблюдения, принципы, рекомендации и некоторые основные пропорции при составлении букетов и композиций
Понятие красоты закладывается в нас через культуру, традиции и воспитание. Мы неотъемлемая часть общества, в котором родились и выросли. Необычный факт существования такого заболевания как «дальтонизм от воспитания» говорит о том, насколько мы можем быть зависимы от субъективного восприятия мира нашими предками, но интересно заметить вот что: чем выше уровень развития культуры общества, тем ближе в нем каноны красоты и ее понимания в целом к истине или абсолютной естественной красоте. И, наоборот, чем ниже развитие народа, тем сложнее они могут отличить прекрасное от безобразного.
Наша славянская культура всегда была гармонично развита, являясь средним звеном между востоком и западом. Произведения художественной культуры России разных времен всегда являлись и являются канонами красоты в искусстве, красота нашей речи и людей отражает развитие общества в целом.
Проанализировав идеалы красоты и культуры разных стран и разных эпох, для себя я сделала вывод, что именно наша культура близка к красоте в абсолютном ее проявлении, которая будет основана на естественности, природоустройстве и гармонии вещей. Каждая страна, как и каждый человек, находятся на своем этапе развития и понимания мира (я с уважением отношусь к любому уровню восприятия мироустройства): очень интересно наблюдать за речью, музыкой, танцами, традиционными в определенной культуре. Как нежен и чувственен язык во Франции и груб в Германии, это отражается на их музыке, картинах, кино и даже на красоте женщин. В неразвитых странах красотой может быть и кость, воткнутая в нос, но для нас уже это пережиток прошлого, мы прошли этот этап развития, и это всего лишь один из многочисленных объективных примеров. Самое главное найти наиболее близкую к истине красоту: она видна в произведениях художников, поэтов, композиторов, именно ее параметры, «звучание», будут содержать истинный природный замысел.
Это небольшое лирическое вступление, как я пришла к своему стилю, взяв за основу русскую художественную культуру, самобытность, природу, широкую душу, связав ее с цветами с учетом настоящего времени и получив при этом современный русский цветочный стиль, наполненный естественной красотой и гармонией.
Мои рекомендации-наблюдения при составлении букетов и композиций
Отсутствие стереотипов дали мне возможность самой сформировать правила флористики, естественно имеющие твердую концепцию, основанную на природоустройстве, поведении цветов, красоте и гармонии.
- Число цветов в букете
Традиции и культура откладывают отпечаток на восприятии красоты, у нас принято дарить и соотносить все с числами нечетными, и очень сильное влияние оказывают числа 3, 5 и 7, исторически обусловленные. В своих букетах я придерживаюсь нечетного наполнения основными цветами, видя в этом не только традиционный характер, но и гармонию в образе.
Один цветок я ставлю в букет: если он крупный, но так, чтобы он не был непропорционально меньше букета (больше чем в 2 раза)
Мелкие цветы по одиночке я ставлю только в мини-букеты, например, небольшой букетик из одной розочки, хризантемы, анемона или что у вас есть в ассортименте, один мелкий цветок смотрится так, словно он у вас один завалялся или от бедности…
Два цветка я стараюсь не использовать, даже в большом букете, порой могу поставить 2 гортензии, или дополнить 2 розы 3 герберами, если это весь состав основных цветов букета - 5 цветков (2+3). 3,5,7,9- отличное количество цветов для любого букета! 4,6,8,10- только для букетов из большого числа цветов, причем для крупных цветов типа подсолнухов, лучше это количество не использовать совсем.
- Пропорции
Сейчас модны раскидистые букеты и композиции. Я стараюсь здесь выдержать меру, чтобы она была как можно более гармоничная. Икебана - восточное искусство, за основу ее берут оформители, но нашему пониманию, как красоты, она дается с трудом. Кругленькую аккуратную, хорошо подобранную и сделанную композицию купят куда быстрее, чем абстракцию с торчащими по сторонам цветами и ветками, пусть даже с учетом всех пропорций и норм восточного искусства.
Если я собираю раскидистые композиции, то в стиле барокко, или стараюсь выдержать «разновысотность», таким образом чтобы она была похожа на лужайку или клумбу с цветами, но не дикий неухоженный лес, хотя такие композиции несомненно имеют право быть. Стиль «Барокко» пришел к нам из картин художников и приятен для глаза, мы знакомы и любим эти традиционные натюрморты.
Круг-совершенная фигура, людям очень по душе круглые композиции и круглые букеты, об этом говорит не только психология человеческого восприятия, но и моя каждодневная практика продажи цветов: они будут востребованы и любимы покупателем всегда.
- Распределение цветов
Распределение цветов в букете может быть равномерным или группами. Мне нравятся оба подхода: группы я предпочитаю образованные из нечетного числа цветов.
- Пропорции букета
Ножка букета составляет 1/3 от общей высоты, если это евробукет и 1/3-1/4, если цветы сложены во всю длину. Эта пропорция не является истинно верной для любого случая, но для большинства. Старайтесь не мельчить ножку: букет будет казаться меньше, слишком длинная ножка оголяет стебли цветов и делает букет совсем не элегантным, исключение составляют цветы на длинных стеблях при параллельной сборке, букеты невесты и подобные композиции.
- Симметрия и асимметрия
Любой букет и любая композиция являются или симметричными, или асимметричными. Создавать и работать можно и нужно с любой формой, но начинать обучение правильнее с симметрии, если вы выберете противоположное то, собрать при необходимости симметричную форму уже будет сложно.
- Вид цветка, или габитус
Форма цветка определяет вид композиции и букета, и наоборот, задуманная композиция предполагает, какие цветы лучше поставить.
Круглые цветы - используются в любом виде букета и композиции, они всегда видны, не прячьте их за зеленью и друг за другом, только если слегка, придавая естественный вид. К такой форме относится большинство цветов: пионы, ромашки, открытые розы, герберы, подсолнухи и так далее.
Квадратные цветы - так же легко подойдут для любого задуманного рисунка, как и круглые. К ним можно отнести: гиацинты, закрытые тюльпаны «бокал» и «рюмка», бутоны роз, каллы.
Треугольные цветы. С ними дело обстоит сложнее, ведь основная их красота у основания бутона: дельфиниум, вероника, маттиола, гладиолус и другие. Они свободные легкие им подходят букеты и композиции свободной, раскидистой, пышной и вертикальной формы, монобукеты. Главное постараться открыть их полностью для зрителя.
Бесформенные цветы, или аморфные: состоят из большого множества мелких цветов, например, гипсофила, мимоза, лимониум. Они хорошо заполняют пространство и придают композиции легкость и воздушность.
Конечно, это все носит относительный характер. Танацетум, к примеру, если рассматривать каждый цветок отдельно имеет круглую форму, но заполняет пространство, имея аморфный характер. С опытом и практикой понимание каждой формы и «что с ней делать» становится яснее, но для этого придется не мало внимательно работать, анализируя свои работы и работы мастеров.
- Основные и второстепенные цветы
Чаще всего в букетах и композициях есть основные цветы, на которые идет больший акцент и цветы, помогающие открыть главные, но не всегда, например, букет «Ирисы и тюльпаны» имеет равнозначных «игроков». Реже солистом бывает один крупный цветок.
- Сезонность
В своих работах я стараюсь соблюдать сезонность. Весна к весне, лето к лету, осень к осени, зима к зиме.
Смешение растений разных сезонов (например, тюльпаны и хризантемы) я использую редко, но в повседневных продажах порой можно опускать условие соблюдения появления цветов в природе. Учтите, что чаще всего люди обращают внимание на букеты, соответствующие сезону, но бывает и обратные требования: поиски ландышей и пионов в декабре. В композиции можно использовать идею специального перемешивания цветов (например, 4 сезона), но подходить к этому осознанно и тоже гармонично.
- Упаковка
Она является частью букета и должна гармонично завершить весь образ. Не стоит, например, мельчить упаковку или делать ее значительно больше букета. Упаковка на букете должна сидеть идеально, как одежда человека, подходящая по случаю, размеру, цветовой гамме и стилю.
Больше информации вы сможете найти в других статьях в моем журнале на Дзен https://dzen.ru/katevorobeva
А научиться применить эти знания на практике вы легко сможете по моим видеокурсам https://flowersbalance.ru/school
Более 50 уроков помогут вам отрыть мир флористики и освоить профессию или внести в нее новые умения и идеи.
Цена полного курса 990₽ https://digital.wildberries.ru/offer/44274
Доступ к урокам не ограничен по времени.