Найти тему

Как Ленинград чуть не ушёл под землю | Авария, которая чуть не свела с ума всё правительство СССР....

В 1970-х годах Коммунистическая партия Советского Союза дала руководству города Ленинграда очень важное задание: к 25-му съезду КПСС необходимо было построить пять новых станций метро. В то время метростроители и представить себе не могли, что их ждет..... Серьезная авария, грозившая перерасти в катастрофу, привела к затоплению тоннелей, образованию выгребных ям на поверхности жилого района города и повреждению зданий.

Жилищное строительство в Советском Союзе было одной из важнейших отраслей экономики и основывалось на социалистических принципах. Окраины мегаполисов быстро застраивались общежитиями, а миллионы людей стали счастливыми обладателями квартир в сборных домах.

Однако радостному событию помешала неадекватная транспортная инфраструктура. Каждое утро советские граждане ехали на работу в переполненных автобусах, трамваях и троллейбусах. Чтобы советским рабочим было легче добираться на работу, было решено построить новые станции метро. Кировско-Выборская линия была продлена, чтобы соединить центр с юго-западными и северо-восточными районами города.

-2

Торжественное открытие новых станций традиционно совпадает с важной датой - 25-м партийным съездом КПСС. Строительные работы продвигались быстро, пока между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" не был открыт тоннель, пересекающий старую долину реки Невы. Обход этого водоносного слоя требовал дополнительного времени, что могло привести к переносу даты открытия общенациональной и первой в мире станции со сводчатыми глубокими стенами "Площадь Мужества", которая совпадала с каким-либо крупным событием. Чтобы уменьшить количество отверстий, которые необходимо пробурить, и количество требуемого замораживания, инженеры предложили возможность наложения тоннелей друг на друга.

8 апреля 1974 года, примерно в 16:30, во время углубленного разведочного бурения в нижнем тоннеле было замечено, что из незамерзшей породы просачивается вода. Через некоторое время замороженная строителями порода обрушилась, и вода начала просачиваться в построенный тоннель. В течение нескольких часов нижний тоннель был полностью затоплен. Чудом удалось эвакуировать строителей подземки. Для блокировки опасного валуна и предотвращения дальнейшего затопления туннелей были быстро возведены бетонные пробки.

-3

Руководители проекта, казалось, взяли чрезвычайную ситуацию под контроль. В очень нервной обстановке были проведены совещания по подготовке дальнейшего плана действий. Однако позже выяснилось, что аварийные шлюзы не могли быть полностью закрыты из-за быстрого притока Плювуны. Большие объемы воды и песка, поступавшие через стену шлюза, обнажили огромные пустоты под землей, вызвав движение грунта близко к поверхности. В городе образовалась большая впадина. На площади Мужества и прилегающих улицах города образовались пустоты, трамвайные пути лопнули, стены домов и наземные конструкции потрескались, возникла опасность обрушения.

-4

Руководители проекта бросились искать пути выхода из сложной ситуации. Были выдвинуты различные предложения, например, строительство новых туннелей под затопленными участками, но это потребовало бы увеличения глубины залегания грунта и разработки дополнительного подъемно-транспортного оборудования. Другим вариантом было строительство туннелей над пострадавшим районом, но это потребовало бы сноса домов и зданий вдоль линии метро и переноса всех коммуникаций. Эти варианты были отброшены из-за огромных затрат. Но хуже всего для метростроевцев было другое. Работы означали бы невозможность сдачи объектов. В ответственный момент было решено использовать аварийные тоннели.

Дальнейшее продвижение Плывуна было остановлено строительством дамбы в районе станции метро "Лесная". Чтобы остановить разрушения на поверхности, строительные котлованы были затоплены. Вода была откачана в Ноттуннель. Раскопки тоннеля возобновились при экстремально низких температурах. Температура опустилась до минус 50 градусов. Строители под землей ходили в валенках и нескольких парах брюк. В результате вся промышленность Советского Союза в течение нескольких лет оставалась без жидкого азота. Почти весь азот был доставлен в Ленинград. Это позволило создавать лед, бурить отверстия в земле и замораживать породу.

31 декабря 1975 года весь участок от площади Ленина до Академической площади был сдан в эксплуатацию с оценкой "отлично". Отчет по проекту был отправлен в Москву. Однако замерзший грунт постепенно начал оттаивать, что привело к неравномерному оседанию тоннелей. Это усугублялось неудачным вертикальным расположением. Поезда метро вызывали вибрации, из-за которых верхний тоннель проседал относительно нижнего.

-5

Эти нагрузки в сочетании с низкой жесткостью туннелей привели к разрушению внешнего слоя труб. Вода снова начала поступать. С начала февраля 1995 года приток воды резко увеличился. Поезда ходили по рельсам, которые местами были покрыты водой. В течение месяца туннели просели на 35 мм. Ремонтные бригады пытались заделать трещины и сделать новые уплотнения. Но 4 декабря, повредив барьер, приливная волна затопила половину нижнего туннеля.

-6

Некоторое время движение поездов по верхнему тоннелю продолжалось, но когда просадка достигла четырех сантиметров в день, стало ясно, что это может привести к катастрофическим последствиям. В ночь с 5 на 6 декабря движение поездов было окончательно приостановлено. Центр по борьбе со стихийными бедствиями решил снова затопить двухкилометровый участок. Как и много лет назад, туннели были затоплены водопроводной водой. Чтобы выровнять давление в прорубленных тоннелях и предотвратить проседание поверхности земли в районе площади Мужества, специалисты разработали несколько планов восстановления аварийного маршрута. Из всех предложенных вариантов устранения аварии была выбрана новая объездная дорога в обход наиболее опасного участка Плювунена. Новая объездная дорога была построена итальянской компанией.

-7

26 мая 2004 года по новой линии прошел первый тестовый поезд. 26 июня 1923 года пассажирское движение на аварийной линии было полностью восстановлено. Желание сэкономить деньги и завершить проект в срок привело к огромным затратам. По некоторым данным, стоимость проекта составила более 145 миллионов долларов.