В 1970-х годах Коммунистическая партия Советского Союза дала руководству города Ленинграда очень важное задание: к 25-му съезду КПСС необходимо было построить пять новых станций метро. В то время метростроители и представить себе не могли, что их ждет..... Серьезная авария, грозившая перерасти в катастрофу, привела к затоплению тоннелей, образованию выгребных ям на поверхности жилого района города и повреждению зданий.
Жилищное строительство в Советском Союзе было одной из важнейших отраслей экономики и основывалось на социалистических принципах. Окраины мегаполисов быстро застраивались общежитиями, а миллионы людей стали счастливыми обладателями квартир в сборных домах.
Однако радостному событию помешала неадекватная транспортная инфраструктура. Каждое утро советские граждане ехали на работу в переполненных автобусах, трамваях и троллейбусах. Чтобы советским рабочим было легче добираться на работу, было решено построить новые станции метро. Кировско-Выборская линия была продлена, чтобы соединить центр с юго-западными и северо-восточными районами города.
Торжественное открытие новых станций традиционно совпадает с важной датой - 25-м партийным съездом КПСС. Строительные работы продвигались быстро, пока между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" не был открыт тоннель, пересекающий старую долину реки Невы. Обход этого водоносного слоя требовал дополнительного времени, что могло привести к переносу даты открытия общенациональной и первой в мире станции со сводчатыми глубокими стенами "Площадь Мужества", которая совпадала с каким-либо крупным событием. Чтобы уменьшить количество отверстий, которые необходимо пробурить, и количество требуемого замораживания, инженеры предложили возможность наложения тоннелей друг на друга.
8 апреля 1974 года, примерно в 16:30, во время углубленного разведочного бурения в нижнем тоннеле было замечено, что из незамерзшей породы просачивается вода. Через некоторое время замороженная строителями порода обрушилась, и вода начала просачиваться в построенный тоннель. В течение нескольких часов нижний тоннель был полностью затоплен. Чудом удалось эвакуировать строителей подземки. Для блокировки опасного валуна и предотвращения дальнейшего затопления туннелей были быстро возведены бетонные пробки.
Руководители проекта, казалось, взяли чрезвычайную ситуацию под контроль. В очень нервной обстановке были проведены совещания по подготовке дальнейшего плана действий. Однако позже выяснилось, что аварийные шлюзы не могли быть полностью закрыты из-за быстрого притока Плювуны. Большие объемы воды и песка, поступавшие через стену шлюза, обнажили огромные пустоты под землей, вызвав движение грунта близко к поверхности. В городе образовалась большая впадина. На площади Мужества и прилегающих улицах города образовались пустоты, трамвайные пути лопнули, стены домов и наземные конструкции потрескались, возникла опасность обрушения.
Руководители проекта бросились искать пути выхода из сложной ситуации. Были выдвинуты различные предложения, например, строительство новых туннелей под затопленными участками, но это потребовало бы увеличения глубины залегания грунта и разработки дополнительного подъемно-транспортного оборудования. Другим вариантом было строительство туннелей над пострадавшим районом, но это потребовало бы сноса домов и зданий вдоль линии метро и переноса всех коммуникаций. Эти варианты были отброшены из-за огромных затрат. Но хуже всего для метростроевцев было другое. Работы означали бы невозможность сдачи объектов. В ответственный момент было решено использовать аварийные тоннели.
Дальнейшее продвижение Плывуна было остановлено строительством дамбы в районе станции метро "Лесная". Чтобы остановить разрушения на поверхности, строительные котлованы были затоплены. Вода была откачана в Ноттуннель. Раскопки тоннеля возобновились при экстремально низких температурах. Температура опустилась до минус 50 градусов. Строители под землей ходили в валенках и нескольких парах брюк. В результате вся промышленность Советского Союза в течение нескольких лет оставалась без жидкого азота. Почти весь азот был доставлен в Ленинград. Это позволило создавать лед, бурить отверстия в земле и замораживать породу.
31 декабря 1975 года весь участок от площади Ленина до Академической площади был сдан в эксплуатацию с оценкой "отлично". Отчет по проекту был отправлен в Москву. Однако замерзший грунт постепенно начал оттаивать, что привело к неравномерному оседанию тоннелей. Это усугублялось неудачным вертикальным расположением. Поезда метро вызывали вибрации, из-за которых верхний тоннель проседал относительно нижнего.
Эти нагрузки в сочетании с низкой жесткостью туннелей привели к разрушению внешнего слоя труб. Вода снова начала поступать. С начала февраля 1995 года приток воды резко увеличился. Поезда ходили по рельсам, которые местами были покрыты водой. В течение месяца туннели просели на 35 мм. Ремонтные бригады пытались заделать трещины и сделать новые уплотнения. Но 4 декабря, повредив барьер, приливная волна затопила половину нижнего туннеля.
Некоторое время движение поездов по верхнему тоннелю продолжалось, но когда просадка достигла четырех сантиметров в день, стало ясно, что это может привести к катастрофическим последствиям. В ночь с 5 на 6 декабря движение поездов было окончательно приостановлено. Центр по борьбе со стихийными бедствиями решил снова затопить двухкилометровый участок. Как и много лет назад, туннели были затоплены водопроводной водой. Чтобы выровнять давление в прорубленных тоннелях и предотвратить проседание поверхности земли в районе площади Мужества, специалисты разработали несколько планов восстановления аварийного маршрута. Из всех предложенных вариантов устранения аварии была выбрана новая объездная дорога в обход наиболее опасного участка Плювунена. Новая объездная дорога была построена итальянской компанией.
26 мая 2004 года по новой линии прошел первый тестовый поезд. 26 июня 1923 года пассажирское движение на аварийной линии было полностью восстановлено. Желание сэкономить деньги и завершить проект в срок привело к огромным затратам. По некоторым данным, стоимость проекта составила более 145 миллионов долларов.