Найти тему

Аре Ваерланд: В котле болезней 25. Расшатанная нервная система

XXV

РАСШАТАННАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Никакие органы тела не страдают больше от беспорядка в нем и от различных ядов, введенных извне и произведенных внутри, чем нервы и мозг.

- В нервных центрах более интенсивный обмен веществ, чем в нервных стволах и нервных окончаниях, - говорит профессор Оливер на странице 324 своих примечаний к работе Бушара Лекции по аутоинтоксикации при болезнях.

Эта уязвимость нервной системы для грязи в кровяном русле — факт, хорошо установленный изысканиями и исследованиями многих высоких авторитетов. Но это

и тот факт, который хорошо известен каждому наблюдателю повседневной жизни. Где тот человек, который не замечал чувства облегчения, ощущаемого во всем теле, а особенно в духовной сфере, непосредственно после хорошего стула? Он воспринимается так, как если бы тяжкий груз был внезапно снят с плеч. Дыхание становится свободнее, ноги шагают проворнее, мысли текут легче, и жизнь становится веселее. Кажется, что чувство радости и оптимизма переполняет все тело и проявляется в духовной сфере как более безмятежный взгляд на жизнь.

Однажды на севере Швеции я познакомился с лектором, который был прикреплен в качестве репортера к ведущей провинциальной газете. Он рассказал мне следующую историю:

- Наш редактор часто давал нам задания писать статьи и передовицы на важные темы. Иногда нам приходилось говорить ему, что мы считаем задачу слишком трудной и боимся, что не сможем выдать удовлетворительного результата. У него на это всегда был один и тот же ответ: «Пойдите в туалет и начните все с начала».

Этот редактор был практическим физиологом, который, не будучи знаком с трудами сэра Арбутнот-Лейна и Бушара или даже не зная их имен, методом простого наблюдения пришел к выводу о том, что задержка стула и сопутствующее накопление ядовитых веществ в толстой кишке также обусловливают задержки и помехи для умственных способностей.

Если можно было бы сделать некоего рода инструмент, показывающий содержание ядовитых веществ в человеческом организме в любой момент, то мы бы обнаружили, что колебания в наших психических состояниях приподнятого настроения и угнетенного состояния вплотную следуют за увеличением и падением токсичности.

Это не теория, а факт реальной действительности, который любой нормальный здоровый человек может легко проверить, пожив какое-то время на пище, которая будет поддерживать кишечник в здоровом состоянии, а затем снова в течение такого же промежутка времени — на пище, которая вызывает запор. Никакой кишечник не находится в здоровом состоянии, как констатировал Гиппократ 2300 лет тому назад, если у него нет трех или четырех хороших опорожнений в сутки. Хотя такого состояния организма нельзя достичь одним лишь питанием без достаточных физических нагрузок на свежем воздухе, которые насыщают кровь кислородом и помогают эффективнейшим способом нейтрализовывать и удалять яды, любому человеку будет очевидно, что в правильном питании и обилии физических нагрузок заключается средство нашего избавления от большинства наших психических переживаний и тревог.

То, что все душевнобольные страдают от запора, и что в большом числе случаев психическое здоровье возвращается, как только удается восстановить правильную работу кишечника, — это факт, признанный ведущими психиатрами. Но от этого факта до принятия на «вооружение» естественных средств лечения и профилактики запора — еще длинный-предлинный путь, для преодоления которого медицинскому истеблишменту, возможно, понадобятся сотни лет. Время течет медленно, и никогда оно не течет еще медленнее, чем в тех случаях, когда приходится развенчивать накопленные познания и навязчивые идеи прошлого прежде, чем можно будет побудить забитые ими мозги и умы увидеть простую истину, возвещающую рассвет нового дня.

Этот новый день придет ко всем, кто, свободный от предрассудков и принятых в обществе условностей, готов подвергнуть принципы, заложенные Гиппократом, Бушаром, сэром Арбутнот-Лейном и сэром Артуром Кейтом, простой практической проверке, при условии, что его толстая кишка еще не достигла такого состояния разрушения, которое характеризуется симптомами ужасной болезни под названием колит.

К сожалению, колит широко распространен, особенно в Англии и Америке, миллионы жителей которых питаются в значительной степени такой же пищей, на какой приходилось влачить существование команде крейсера «Кронпринц Вильгельм» во время его рейдерства по морям. Но колит сегодня обнаруживается и повсюду, во всех цивилизованных странах, где употребляется подобная пища, и где, следовательно, распространен запор. Любой тип пищи, в которой не хватает витаминов, пищевых минералов и грубой пищи, но с чрезмерным количеством белка, как мы видели, приведет ко множеству болезней, в соответствии с конституциональными болезненными тенденциями или органическими слабостями разных индивидов. Однако, во всех случаях без исключения центральная и периферическая нервные системы пострадают пропорционально качеству и количеству этой пищи и ее влиянию на работу толстой кишки.

«Химико-физический состав нервного вещества, должно быть, крайне неустойчив, так как малейшего толчка достаточно, чтобы вызвать большое возбуждение, - пишет д-р Р. Макфай в своей уже упоминавшейся книге Роман о человеческом теле. - Малейшее прикосновение к кончику тоненького волоска на руке немедленно чувствуется в мозге, что означает, что это прикосновение вызвало возбуждение в структуре кончика нервного волоконца, которое моментально распространяется вверх на всю длину этого волоконца до мозга. А также, если мы щекочем ступню ноги, даже очень-очень легонько мягким перышком, то молекулярное возбуждение бежит прямо вверх до спинного и головного мозга и вызывает центростремительное возбуждение, которое ведет к сжатию мышц ступни; и если продолжить это щекотание, то оно может привести к настоящим судорогам. Опять-таки, режущий десну зуб, или гран стрихнина в крови, может привести к большим нервным взрывам и резким сжатиям мышц. Странно обнаружить такую конституциональную неустойчивость и, тем не менее, такую точную функциональность». К счастью, мы редко получаем гран такого сильного яда, как стрихнин в крови, но, к сожалению, мы получаем много гранов бактериальных ядов из кишечника и много унций ядовитых веществ из пищеварительного тракта, обусловленных перееданием и введением пищи, которая легко загнивает и застаивается в теле. Эти токсины вызывают постоянное раздражение нервного вещества, которое проявляется в психической сфере как «нервозность», «раздражительность», депрессия, пессимизм, мрачный взгляд на жизнь.

Из всех нервных клеток тела мозговые клетки характеризуются самым интенсивным обменом веществ. Сам мозг можно уподобить губке, постоянно омываемой потоком крови. «В химическом отношении он состоит главным образом на девяносто или девяносто пять процентов из воды и некоторых сильно фосфоризованных жиров, и он весит в среднем немного больше трех фунтов. В нем нет ничего такого особого для показа, но все же, говоря языком науки, эти три фунта дряблого киселеобразного вещества являются величайшей «динамо-машиной» во вселенной» (Макфай).

Эта великая «динамо-машина», больше, чем любой другой орган во всем теле, зависит от качества топлива, которое кровоток постоянно оперативно доставляет к ее многомиллионным сложным клеточкам-фабрикам. Если это топливо — хорошего качества, то оптимизм и радость жизни преобладают в мироощущении человека. С другой стороны, если этот кровоток обеспечивает его мозг постоянным притоком жидкости, которая загрязнена испорченным или застойным воздухом в легких или нечистой, обедненной, деминерализованной, дегерминированной и гниющей пищей в пищеварительном тракте, то будут преобладать депрессия и пессимизм, вызывая чувства усталости и отвращения к жизни, несправедливости, иронии, жестокости и даже садизма.

В последнем случае человек склонен винить все и вся, кроме своих собственных ошибочных жизненных привычек. Он видит причину своего психического состояния во внешних событиях, а свое избавление от него — в стимулирующих напитках, наркотиках и лекарствах из аптеки или в духовных лекарствах, предоставляемых целителями душ разнообразных деноминаций. Если он теософ, то он верит в то, что страдает вследствие совершенных грехов, если не в этой жизни, то в какой-нибудь предыдущей; если он представитель секты «Христианская наука», то он думает, что его недуги являются результатом привычек неправильного мышления; если он член какой-нибудь государственной церкви, то он рассматривает свои душевные и телесные недуги как своеобразный крест, который нужно нести с терпением и силой духа.

У болезни есть тенденция раскалывать жизнь на два противоборствующих лагеря — добро и зло, черное и белое, ночь и день. Бедный страдалец разрывается между этими силами и подозревает многие свои естественнейшие чувства в том, что они относятся к сфере зла, из-за отравленного состояния своих нервов и головного мозга. Он говорит о «высшей» и «низшей» природе в самом себе и часто проводит дни и ночи в опустошительной борьбе с воображаемыми силами.

Этот конфликт, совершенно неизвестный по-настоящему здоровому человеку, является всего лишь психической проекцией борьбы, которая идет в организме человека между бактериальными и гнилостными токсинами, отравляющими кровь, и усилиями всех желез внутренней секреции и органов по их нейтрализации и удалению. Отсюда исходят взлеты и падения, мгновения приподнятого настроения и уныния, самоутверждения и самоотрицания. «Himmel hoch jauchzend, zum Tode getrübt — То возносящийся, ликуя, до небес, то опечаленный смертельно». #)

#) Цитата из драмы Гёте Эгмонт (примечание переводчика).

Цивилизованный мир в настоящее время осажден армией людей с расшатанными нервами, которые ищут свое спасение в том, что быть последователями различных школ религиозной и этической мысли, либо древней, либо современной, вместо того, чтобы «зреть в корень» проблемы. Они почти все страдают от запора, не зная об этом. Сказано, что современный цивилизованный человек тратит половину своей жизни на развитие этого недуга, а другую половину — на борьбу с ним. Излечение, к несчастью, не достигается посредством одного лишь вступления в разнообразные этические и религиозные общества, какое бы большое влияние ни оказывал дух на тело. Ибо точно так же, как мы не можем поддерживать воздух в классе свежим и здоровым, пока дети в этой комнате еженедельно не принимают ванны и не меняют грязного нижнего белья на чистое, мы не можем поддерживать и наш дух здоровым, если мы не заботимся о том, чтобы главный приемник пищевых остатков нашего пищеварительного «завода» — толстый кишечник поддерживался в чистом и здоровом состоянии.

- Нашей самой большой проблемой всегда будет контроль и управление «транспортной» системой толстого кишечника, - говорит сэр Артур Кейт.

Никогда в истории европейцев не уделялось так много заботы и внимания внешней чистоте и гигиене, чем в настоящее время; однако очень немногие из тех мужчин и женщин, которые стремятся поддержать себя и свое окружение безупречно чистыми, как кажется, осознают, что внутренняя грязь — гораздо более серьезный источник телесных, психических и моральных проблем и тяжких болезней, чем руки, не вымытые перед едой, или рубашки, не смененные один или два раза в неделю. Они по-глупому думают, что зловоние, вызванное их фекалиями за пределами их тела каким-то образом не существует внутри него, т.е. что фекалии начинают вызывать эту жуткую вонь лишь после их выхода из заднего прохода. Они стремятся раздобыть самую чистую туалетную бумагу, этикетка на упаковке которой свидетельствует о том, что содержимое было проверено и одобрено медицинской братией, которая рекомендует ее на более или менее высоком уровне. Что за благословение эта медицинская братия! Без ее постоянной бдительности и надзора всякая грязь и микробы могли бы попасть снаружи через нижний конец пищеварительного тракта. То, что попадает туда на другом конце, неважно.

Во времена Гиппократа первое, о чем спрашивал врач, осматривая пациента, был вопрос о консистенции и запахе фекалий, а также о вкуса и запахе пота. Если какое-либо из этих двух телесных выделений было не на должной высоте, то врачи знали, что тело находится в тревожном состоянии, и первое, что они делали, было приведение этих двух телесных функций в норму. В наше время наши ученые врачи, которые с презрением относятся к врачам древней Греции, подвергают телесные выделения всяческим лабораторным исследованиям, но они не используют своих органов чувств так, как они использовались их предшественниками во времена Гиппократа, хотя никакой лабораторный аппарат никогда не превзойдет их по чувствительности.

Залы наших христианских ученых, теософов, спиритуалистов и психоаналитиков

заполнены людьми — главным образом дамами из высших сословий, которые думают, что симптомы болезни можно изгнать разными умозрительными теориями и трюками, в то время как все это время они дают пристанище внутри себя гниющим, дурно пахнущим остаткам десятков приемов пищи, где кишмя кишат бесчисленные бактерии, и откуда токсины переносятся посредством «взломанной» системы кровообращения к каждому органу в теле и особенно к нервам и к ганглиозным клеткам головного мозга — главного средоточия всех умственных способностей.

И все же лечение психических заболеваний, психоанализ, спиритизм, теософия, христианская наука, и т.д. — сейчас en vogue, #) а теории Бушара, сэра Арбутнот-Лейна и сэра Артура Кейта — нет. Удивительно отметить, что даже те, кто интересуется физической культурой и реформой питания очень мало знают и плохо понимают их учение. Я однажды попросил даму-лектора объяснить теорию и учение сэра Арбутнот-Лейна об ободочной кишке, но ничего не мог извлечь из ее объяснения, кроме того, что он выступает за несколько срабатываний кишечника в сутки и считает толстый кишечник настоящей опасностью для человечества. В таком случае вовсе неудивительно, что духовные наставники и вожди нашего времени знают так мало о причинах и смертоносных последствиях запора и проявляют почти полное невежество и безразличие относительно идей Лейна в своих попытках лечить болезни, которые являются всего лишь следствием неестественного использования, которому подвергаются некоторые важные органы тела в наше время.

#) Фр. - в моде (примечание переводчика).

Однажды меня пригласили посетить большое учреждение на европейском континенте по лечению болезней передачей мысли и молитвой. Дом был полон красиво украшенных кабинок, куда отправлялись люди, чтобы помолиться в уединении, и откуда посредством передачи мысли болезни, как говорилось, вылечиваются даже у людей, живущих на таком удалении, как Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Калифорния. Руководителем этого учреждения был известный спиритуалист, который входил в транс в определенное время еженедельно в присутствии большого числа членов. Будучи в трансе он сосредотачивался на лечении далеко отдаленных участников или тех пациентов, которые особенно страдали. У меня была возможность поговорить с ним, когда сеанс закончился, и я не мог не заметить по его болезненному и мертвенно бледному цвету лица и по ряду других симптомов, что он сам страдает от тяжелого запора.

- Пожалуйста, извините за довольно нескромный вопрос, - сказал я, - но можно ли мне спросить, не страдаете ли Вы от запора?

Он вопросительно посмотрел на меня, как будто он по-настоящему не понял сказанного мною. «Я имею в виду, продолжил я, - что обычно у Вас редко бывает больше одного стула в сутки, а возможно не больше одного — за двое суток, и что Ваш стул твердый и причиняет Вам большие неприятности на выходе».

- Ну что же, друг мой, - сказал великий руководитель. - Вы весьма точно описали мое состояние, но я не могу понять, какое оно имеет отношение к спиритизму или нашим способам лечения болезней?

* Я боюсь, - сказал я спокойно, - что оно имеет очень большое отношение и к тому, и к другому. На вашем месте я бы попытаться вылечить свой собственный запор, прежде, чем пытаться лечить болезни, которые могут быть всего лишь результатом такого же состояния тех, кого Вы пытаетесь лечить молитвой и передачей мысли.

Однако все эти люди, страдавшие более или менее от того же недуга, что и их руководитель, ежедневно часами стояли на коленях в красиво украшенных кабинках, молясь за людей, о которых они знали не больше, чем имена и адреса, и которые, опять-таки, по всей вероятности страдали от болезней, вызванных точно таким же недугом.

Во время больших эпидемий Средневековья духовные силы, в которые верили люди, как казалось, были совершенно равнодушны к тем условиям, которые их вызвали. Точно так же и у заклинаемых сегодня духовных сил, как кажется, нет никакого представления о настоящих причинах страданий, которые испытывает цивилизованное человечество.

Духов заклинают в широких масштабах предложить лекарства и средства лечения недугов и болезней, но все эти лекарства и средства лечения — исключительно те, которые в моде. Их мог бы предложить и любой врач более прозаическим языком. Куэ (Coué) стал после своей смерти одним из самых модных и авторитетных представителей спиритуалистических миров, с которым консультировались несчетные страдальцы через своих медиумов, и к которым сами духи, как казалось, относятся с большим почтением. Но толстый кишечник, важность которого для здоровья и болезней Виктор Гюго уже так ясно осознал еще сто лет тому назад, все еще совершенно не замечается духами, несмотря на свои большие размеры и перегруженное состояние.

Ничто не заставило меня усомниться в претензии на обладание ясновидением и другими необыкновенными дарами, выдвинутой целителями душ и великими вождями разнообразных духовных движений, больше, чем тот факт, что ни один из них не смог увидеть или обнаружить то, что сэр Арбутнот-Лейн и сэр Артур Кейт увидели обыкновенными глазами при исследовании человеческого кишечника. Сколько книг было опубликовано о духовных мирах, эфирных и астральных телах, странных разноцветных колесиках различной формы, вращающихся в этих телах, невидимых для обыкновенных глаз, но видимых и понятных этим вождям, которые, несмотря на свой явный интерес к тому, чтобы найти средство лечения широко распространенных болезней цивилизации, тем не менее, оказались слепы к запоздалому функционированию и разрушенному состоянию одного из крупнейших и важнейших органов человеческого тела.

Ни эти великие вожди, ни их поклонники еще полностью не осознали революционизирующих идей выдающегося хирурга Англии и ее величайшего анатома, и, следовательно, духовные миры все еще остаются в потемках относительно этих великих открытий. Духи все еще эксплуатируют Куэ и предлагают все такое же медицинское или духовное лечение, стесняясь затронуть такие банальные проблемы как наш хлеб насущный, потребление белого сахара, переваримость отрубей, нехватка грубой пищи в питании и т.д. Но как только все эти жгучие вопросы, от которых в конечном счете зависит «быть или не быть» индивидов и народов, станут достаточно известными и популярными, то окажется, что и интересы великих махатм #) и духов тоже изменились соответственно, а спиритические сеансы и эзотерические книги будут полны рассуждений и разглагольствований на эти темы. Духи Гиппократа, Бушара, сэра Арбутнот-Лейна и сэра Артура Кейта станут очень популярными, и будут тогда вызываться заклинаниями для объяснения через металлические трубы в таинственной темноте спиритического сеанса того, чего никто не хотел слушать или придерживаться, когда они были живыми.

#) Махатма — термин индийского происхождения. Буквально означает «великая душа» или «великий дух». Обычно используется для обозначения лиц, почитаемых за мудрость и святость (примечание переводчика).

В конечном счете вся эта мания должна исчезнуть после восстановления правильного функционирования ободочной кишки.

Несколько лет тому назад на мою долю выпала большая честь пообщаться с якобы перевоплощенными духами императора Марка Аврелия, Св. апостола Павла и философа Сенеки. Я не знаю, зачем этим августейшим особам нужно было выбрать тела трех таких тощих людей, но через несколько лет более гигиенической жизни и более рационального питания, они постепенно покинули их, уступив свои места Гиппократу, придворному врачу Марка Аврелия Галеносу (Галену) и Парацельсу. В конце концов и эти великие авторитеты древней и средневековой медицины бросили их, предоставив господам Роджерс, Хиггинс и Смит возможность жить своей собственной жизнью без помех со стороны античности. И только супруга Св. Павла упорствовала в претензии на то, что она знаменитая «гетера» имперского Рима, которая перевоплотилась, чтобы ее спас добрый император Марк Аврелий. Однако Марк Аврелий тоже отбыл, и ее в конечном счете вылечил перевоплощенный Галенос, он же г-н Хиггинс, после чего она тоже осталась — лишь сама собой.

Так вот, все эти фантастические идеи были всего лишь результатом нездорового состояния духа, отражая токсемию, от которой страдали люди, о которых идет речь. Эта токсемия может приводить ко многим странным идеям, действиям и трагедиям, как будет видно из следующего случая.

Один мой друг, большой идеалист, женился на очаровательной девушке, у которой, к несчастью, в возрасте двадцати лет развился тяжелый колит, и в то же самое время она попала в руки бессовестной «духовной» наставницы, которая заполучила полный контроль над ее умом. Они жили счастливо вместе несколько лет, пока эта наставница снова не появилась на сцене и не потребовала, чтобы их единственный ребенок воспитывался в ее школе на другой стороне земного шара. Муж решительно выступил против этого и, как следствие, был проклят. Так как он был морским капитаном, то большую часть времени его не было дома. Однажды, вернувшись домой, он нашел своего единственного ребенка — шестилетнего мальчика на грани голодной смерти.

В его отсутствие мальчик заболел. Его жена обратилась за помощью к великой наставнице, которая взялась за его лечение при условии ничего не сообщать об этом мужу и никому не показывать ни одного ее письма или рецепта. В результате этого «лечения», здоровье мальчика постепенно было подорвано в такой степени, что он в конце концов заболел туберкулезом.

Само собой разумеется, что эта женщина, якобы великая махатма, никогда не задавала никаких вопросов о том, в каком климате живет мальчик, сколько он весит, из чего состоит его ежедневное питание, сколько раз в день он кушает, или какое количество пищи он съедает каждый раз. Матери лишь было категорически велено держать мальчика на низкокалорийном питании. Когда ему стало хуже, то та же самая великая махатма заявила, что эта болезнь в сущности вызвана поступками, которые мальчик совершил в предыдущей жизни, и что это — чистилище для его души, необходимое тяжкое испытание для «духовного» исцеления, и что через это испытание, выпавшее на долю ее и мальчика по великому закону Кармы, у него разовьется удивительный характер. И на самом деле он избран махатмами для особого поручения в потустороннем мире.

Мальчик умирал, когда приехал его отец. Он сразу же взял дело в свои руки и позволил ему кушать столько, сколько он мог осилить. Более того, он сам шел в кухню и готовил пищу, когда его жена отказывалась это делать, обвиняя его в срыве великих намерений махатмы. Увидев, что ей не удается настоять на своем, она, горько плача, закрывалась в своей комнате.

Мальчик выздоровел. Было выяснено, что фактически он был измучен голодом до такой степени, что, гонимый голодом, украдкой рылся в мусорных ящиках соседних ферм и собирал заплесневелые кусочки хлеба и другие пищевые отходы, которые он затем прятал в стогах сена.

Однако потом в течение многих лет у него были признаки, указывавшие на то, что его нервной системе был нанесен тяжкий урон. Мальчик был определен в морскую школу после того, как его мать бросила как его, так и его отца ради своей «великой» наставницы.

Это — лишь один случай из тысяч подобных случаев, показывающих, к каким трагедиям может приводить расшатанная нервная система. Я лично видел эту женщину незадолго до того, как она уехала в «Обитель света» к своей любимой духовной наставнице. Все симптомы резко выраженного колита присутствовали в ее телосложении, походке, общей манере держать себя, цвете лица и самом выражении ее лица. Она была одной из тех плоскогрудых тонких женщин с болезненным цветом лица, которых так любят рисовать наши современные художники, и которые рекламируются женскими журналами в качестве современного типа женщины. Этот тип и на самом деле современен, потому что при современном способе питания этому типу обеспечено все большее и большее распространение.

Эта бедная женщина относилась к классу людей с безнадежно расшатанной нервной системой. У нее была болезненная страсть к крайней опрятности, характерной для тех, кто страдает от внутренней грязи. Она всегда мыла свои руки и всегда повсюду высматривала микробов. Так же она боролась и со своими собственными самыми естественными инстинктами, подозревая их в том, что они искушают и отвлекают ее душу от очищения. Несмотря на все свои хвори и физические недостатки, она была твердо убеждена в том, что она относится к тем немногим избранным, которым суждено стать ядром или первопроходцами нового человечества. Эти мысли давали ей большое утешение. Без них ее жизнь, возможно, стала бы невыносимой.

Обычно именно люди с расшатанной нервной системой строят воздушные замки и цепляются за них. Неспособные чувствовать себя как дома в реальном мире, они сооружают в своем уме нереальный мир, за который они цепляются, и ради которого они готовы бросить дом, мужа, детей ... все, что связывало бы их с нормальными, здоровыми людьми в этом нашем мире. Учение и уверения великого наставника, который считается махатмой и поэтому непогрешимым и наделенным высочайшими качествами, принимаются в качестве неоспоримой гарантии того, что заклинаемый мир — это истинный мир, а этот наш мир — всего лишь преходящий сон.

В реальном мире эти люди с расшатанной нервной системой — ничто, в то время как в нереальном мире они — все, может быть, перевоплощенные короли и королевы, великие поэты и философы.

Даже те болезни, от которых они страдают, поднимаются на более высокую плоскость, трактуясь как результат плохих поступков в прошлых жизнях или как чистилище, уготовленное страдальцу невидимыми силами, великими махатмами и духами, которые якобы управляют вселенной. Эти болезни не только не считаются признаком несовершенства, но рассматриваются как знак исключительности. С их помощью страдалец превратится в нечто такое, чему у здоровых людей будут все основания завидовать и сожалеть, что они не такие — если уж не в этой жизни, так в будущих жизнях. Таким образом, здоровью приписывается неполноценность, в то время как болезнь возвеличивается.

Никто не борется с эгоизмом и не хвалит бескорыстие, в теории, больше, чем человек с расшатанной нервной системой, и никто в реальности не превосходит его по эгоцентричности и, если это мужчина, то по «скотскому эгоизму». Болезнь в любой форме имеет тенденцию фокусировать внимание и интересы страдальца на самом себе. Есть ангельские исключения из этого правила, но для большинства страдальцев характерна болезненная склонность всегда говорить о себе и своих болезнях.

И тут в ход идут психоанализ и большинство современных психиатрических методов лечения и уводят бедного страдальца еще дальше по пути эгоцентричности и самомнения, в то время как настоящий путь к душевному исцелению находится по-существу в способности забыть о себе и о своей болезни.

Одна моя приятельница однажды заметила на моих книжных полках несколько книг по психоанализу и современной психологии. Просмотрев названия она сразу же заявила, что это как раз то, что ей нужно, т.к. у нее ухудшается здоровье, она чувствует себя очень усталой и подавленной. Не помогу ли я ей?...

Я пообещал помочь при условии, что она согласится начать не со стороны души, а со стороны тела, т.к. я не могу ни при каких обстоятельствах порекомендовать ей использовать психологические методы, пока не будут тщательно опробованы и исчерпаны все физические методы. Я сказал ей, что я хорошо знаю о большом влиянии души на тело, но что, тем не менее, использование психологических средств для борьбы с симптомами, которые возможно целиком и полностью обусловлены физическими причинами, будет большой пустой тратой времени.

Женщина сочла, что в этом предложение есть здравый смысл, и согласилась применить к своей жизни несколько очень простых правил, заключавшихся в большей физической нагрузке, большем пребывании на свежем воздухе, питье большего количества воды между приемами пищи, уменьшением количества мяса в питании и увеличении количества грубой пищи.

Так как у нее был чудесный сад, то я предложил, чтобы она работала в нем, по крайней мере, один час каждое утро перед завтраком. У нее несомненно было малокровие, и она очевидно страдала от бича современной цивилизации — запора. Я сказал ей откровенно, что у нее должны быть три хороших стула в сутки, если она хочет восстановить свое здоровье и испытывать настоящую радость жизни.

Так как она была выдающейся женщиной, то не понадобилось много слов, чтобы ее убедить. Наделенная утонченным характером и большой силой воли она сразу же принялась за дело. Казалось, что утренняя работа в саду оказывает удивительное влияние на ее здоровье и ум. Она стала интересоваться многим, чего она никогда не замечала раньше, и часто возвращалась к своей работе в саду днем и вечером. Она просто не могла обходиться без этого. У нее улучшился аппетит. Чайник, белый сахар, белый хлеб, приправы и торты постепенно исчезли с ее стола. Ее меню в конце концов уменьшилось до простейшего. Она практически жила на том, что давал ее собственный сад, за исключением молока, хлеба из муки грубого помола и фиников. Она очень гордилась этими достижениями.

За три года эта хрупкая и малокровная женщина превратилась в крепкую, пышущую здоровьем женщину, сияющую от радости.

Я было торжественно пообещал познакомить ее с тайнами современного психоанализа и психологии, когда она исчерпает все физические средства восстановления своего здоровья. Она больше никогда не вспоминала об этом обещании. Психоанализ и психология были совершенно преданы забвению.

Она больше не говорила о себе и своих прежних недугах. По мере того, как она выздоравливала, новые интересы, как казалось, неожиданно появлялись один за другим. Она всегда очень любила Природу, но довольно платоническим образом — на расстоянии. Теперь же она захотела изучать ботанику и зоологию. Это изучение привело ее к биологии, в которой она в конце концов стала выдающимся ученым.

При попытке нарисовать иллюстрации предметов, которые она изучала, ее интересы обратились к искусству. Она занялась живописью и сказала мне, что ни в какой другой работе она не испытывает такой большей радости или большего самозабвения.

Она дошла до «вершины». Ибо, если здоровье в чем-либо проявляется, так это прежде всего в непреодолимом желании творчества и в полном самозабвении.

Искусство — результат жизнеощущения, вызванного нормальным образом жизни. Если «огонек» жизни лишь чуть тлеет, то поле зрения и идеалы художника заволакиваются «дымовой завесой». Искусство нашего времени страдает от «лондонского тумана» токсемии и не может найти дорогу обратно к Акрополю древней Греции, если не убрать причины, которые мешают работе головного мозга.

То же самое относится к религии. Совершенно здоровый человек религиозен совсем не так, как нездоровый. Его религия — это «полнокровный» оптимизм, выражающийся в жизненной радости и безмятежном счастье. Кажется, что его дух не поддается унынию. Его величайшая радость — это преодоление трудностей и превращение пустынь в оазисы. Само его присутствие чувствуется во всех направлениях. Он излучает уверенность и, как кажется, вдохновляет новое и более светлое мировоззрение, не произнося ни единого слова и не делая ни единого жеста.

Здоровье «смеется» над психоанализом и всеми теориями об исцелении души. Оно «смотрит» на жизнь, как на нечто в своей основе целое, и «считает», что «быть живым» — это великий дар. Его главная цель заключается в том, чтобы давать больше жизни и создавать новые ценности в постоянном стремлении подняться «все выше, выше и выше» #) во всех своих проявлениях. И лишь когда жизнь идет на убыль и увядает, она смотрит на себя и находит смерть. Здоровью жизнь «представляется» вечной.

#) В английском оригинале цитируется стихотворение Шелли «К жаворонку». В известном русском переводе эта строка звучит всего лишь как «выше и выше». Мне кажется, что соображения рифмовки не позволили перевести более адекватно. Поэтому я использовал слова из Авиамарша, как, на мой взгляд, более соответствующие английскому тексту, а также мысли и духу автора (примечание переводчика).