Чтобы начать торговать на маркетплейсе, каждому продавцу понадобится выбрать логистическую схему работы — от этого будут зависеть возможности вашего бизнеса на площадке. Но если аббревиатуры FBO и FBS пока звучат для вас так же загадочно, как НЛО, не переживайте — сейчас мы все расшифруем.
Рассказываем, какие термины важно знать новичку, как устроена каждая из схем доставки и как выбрать самую удобную под специфику своего бизнеса.
Краткий словарь для новичка на Ozon
Сфера e-commerce поначалу может показаться сложной, но главное — разобраться в базовых терминах. С нашей небольшой шпаргалкой вам будет намного проще вникнуть в тему.
- FBO (с англ. Fulfillment by Ozon) — схема, при которой товары размещаются на складах маркетплейса и оттуда же отправляются к покупателям.
- FBS (с англ. Fulfillment by Seller) — схема, когда товары размещаются на складе или дома у продавца, а Ozon занимается только их доставкой.
- realFBS — схема, когда товары размещаются на складе или дома у продавца. Плюс он отвечает за упаковку и доставку своими силами или с помощью интегрированных партнеров Ozon. Маркетплейс на этой схеме выступает лишь виртуальной витриной для аудитории более 53 млн покупателей.
Продавец может использовать сразу несколько схем в одном магазине и выбирать более удобную в зависимости от ассортимента. Например, размещать одну часть товаров у себя, а другую — на складах маркетплейса.
ВРЦ — виртуальный распределительный центр. Это алгоритм Ozon, который помогает распределять товары по складам во всех регионах России, чтобы расширить географию сбыта, снизить издержки на доставку и максимально ее ускорить.
- Кросс-докинг — услуга Ozon для тех, кто не может отвезти свой товар на склад маркетплейса самостоятельно. Достаточно привезти все в ближайший пункт приема, а оттуда служба Ozon доставит товары на склад размещения.
Что делает Ozon, а что продавец при разных схемах
Все варианты схем на Ozon продуманы так, чтобы освободить предпринимателя от лишней рутины. Например, новичок может стартовать даже без собственного склада и машины, а опытный продавец — заниматься расширением ассортимента и другими важными задачами, переложив вопрос размещения и доставки товаров на маркетплейс.
Ниже — наглядная шпаргалка, которая объясняет, кто за что отвечает.
Дальше расскажем важные нюансы: кому подойдет каждая схема и какие товары с ней выгоднее продавать.
Вариант 1. FBO — продажа со склада Ozon
Если выберете эту схему в личном кабинете, все товары нужно будет привозить на точку отгрузки или склад Ozon. А затем маркетплейс сам будет отправлять вашу продукцию на свои другие склады и покупателям.
Как выбрать склад. У Ozon более 40 фулфилмент-центров по всей России: от Калининграда до Хабаровска. Прежде чем распределять весь товар по складам, проведите тест-период — отправьте небольшие партии по разным складам и определите, в каких регионах продажи шли лучше. Или воспользуйтесь алгоритмом вРЦ.
Сколько стоит размещение на складе. С момента поставки есть бесплатный период от 90 дней в зависимости от категории товара. Затем Ozon берет плату за размещение каждой позиции. Все тарифы здесь.
Кому подойдет. Тем, кто хочет, чтобы товар быстрее покупали и он не задерживался на складе. Предпринимателям, которые хотят с полной отдачей заниматься развитием дела, а логистику доверить Ozon.
Что можно продавать. Легкие и мелкие предметы, популярные товары — например, базовые футболки, чехлы для телефонов или недорогую бижутерию.
Вариант 2. FBS — продажа со склада продавца
Со схемой FBS можно продавать свои товары сразу после создания карточек на Ozon. Только каждую заказанную вещь нужно будет упаковывать и передавать в пункт приема Ozon отдельно. А дальше уже Ozon отвезет посылку в пункт выдачи или по адресу покупателя.
Два ключевых требования: правильно все упаковывать — например, хрупкие вещи должны быть в пупырчатой пленке — и вовремя передавать заказ в доставку. О правилах упаковки подробно написано здесь. А то, как быстро продавцы готовы отгружать товар, они сами могут настроить в личном кабинете.
Кому подойдет. Новичкам, которые хотят протестировать товары на оборачиваемость. А также тем, чья продукция не подходит по условиям размещения на складах Ozon.
Что можно продавать. Товары с объемными габаритами (но не тяжелее 125 кг и не длиннее 2,5 м по одной стороне) и низкой оборачиваемостью — мягкие пуфики, шкафы, детские коляски, домики ручной работы и тому подобное. А также все, что нельзя разместить на складе маркетплейса, например огнетушители, саженцы, скоропортящиеся продукты питания. Вот полный список, что можно и нельзя продавать на FBS.
Вариант 3. realFBS — собственная или партнерская доставка
Если выберете эту схему, маркетплейс будет для вашего бизнеса всего лишь онлайн-витриной. Когда покупатели начнут оформлять у вас заказы на Ozon, вы сами будете их упаковывать и доставлять своими силами или с помощью интегрированных партнеров.
У этой схемы на Ozon есть три разновидности:
- Standard при доставке товаров от одного дня.
- Express с доставкой до трех часов после оформления. В этом случае на карточках товаров появляется красная кнопка заказа и подпись «За 2 часа». Плюс они отображаются в результатах по фильтру «Товары с экспресс-доставкой» и поднимаются в поисковой выдаче.
- Comfort, где продавец может выбрать удобное время сборки заказов — от 1 до 8 часов. А также управлять заявками на возврат, предлагать частичную компенсацию вместо возврата и круглосуточно доставлять товары, которые не возит служба доставки Ozon.
Кому подойдет. Тем, кто продает нестандартные товары, которые не подходят к другим схемам. А еще тем, у кого есть собственная налаженная система доставки.
Что можно продавать. Все, что угодно, начиная от чехлов для смартфонов и ноутбуков до живых цветов и фейерверков. А также мебель и стройматериалы, которые не помещаются в одну упаковку и весят более 125 кг. Также эта схема удобнее всего для товаров с долгой сборкой или производством до 30 дней — допустим, уникальной редкой мебели или одежды на заказ.
Теперь вы знаете все о схемах работы на Ozon. Осталось выбрать подходящую вам и зарегистрироваться — это легко. Переходите по ссылке, чтобы открыть свой магазин на маркетплейсе.