Найти в Дзене
Кинотерапия

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон, 2022

Кэмерон рекордсмен по кассовым сборам, лидер проката за всю его историю. Презентация фильма через его кассу, не самый лучший фокус искусства, на мой взгляд. На тему технологического и художественного подхода в кино ведется много споров. Безусловно, Кэмерон лучший в кинотехнологиях и заслуживает свои оскары. Но я не отношусь к восторженным поклонникам искусственного интеллекта, новых технологий, ярких иллюстраций. За этим нет ни сознания, ни души. Пока нет. Фильм - зрелищная картинка, безумные спецэффекты, впечатляет. Внимание идет за тем «как это сделано», а не «что хотел сказать автор». Кино не относится к психотерапевтическим фильмам, инсайтов ждать не стоит. Кинофантазия Кэмерона далека от реальности, я же вижу силу кино как раз в драматургии и магии реальности. Война и мир в воде. Тема серьезная, актуальная, нужная, но психологически не раскрыта. Как сказал Антон Долин: «Кэмерон делает из нас детей». Дети играют в войнушки, но эта тема не для детского сознания. Аватар я бы назвала

Кэмерон рекордсмен по кассовым сборам, лидер проката за всю его историю. Презентация фильма через его кассу, не самый лучший фокус искусства, на мой взгляд. На тему технологического и художественного подхода в кино ведется много споров. Безусловно, Кэмерон лучший в кинотехнологиях и заслуживает свои оскары.

Но я не отношусь к восторженным поклонникам искусственного интеллекта, новых технологий, ярких иллюстраций. За этим нет ни сознания, ни души. Пока нет. Фильм - зрелищная картинка, безумные спецэффекты, впечатляет. Внимание идет за тем «как это сделано», а не «что хотел сказать автор». Кино не относится к психотерапевтическим фильмам, инсайтов ждать не стоит. Кинофантазия Кэмерона далека от реальности, я же вижу силу кино как раз в драматургии и магии реальности.

Война и мир в воде. Тема серьезная, актуальная, нужная, но психологически не раскрыта. Как сказал Антон Долин: «Кэмерон делает из нас детей». Дети играют в войнушки, но эта тема не для детского сознания.

Аватар я бы назвала антипсихотерапевтическим фильмом, покинув кресло кинотеатра и выйдя из реальности планеты Пандоры, можно если не получить психологическую травму столкнувшись с реальностью, то сильно заскучать.

А вот, что думает на эту нему сценаристка и наш корреспондент Мария Махова: 

      «Аватар: Путь воды»-фильм, который зрители ждали без малого 13 лет. То технические проблемы, то занятость Кэмерона, то несчастный ковид…

С каждым годом надежда фанатов на выход второй части угасала в геометрической прогрессии. Их можно понять. Первый «Аватар» вышел в далеком 2009-ом году и произвел большой фурор, все тут же захотели увидеть продолжение. Создатели вроде бы были не против, но приступать к съемкам никто не торопился. За долгие 13-ть лет произошло много изменений. «Аватар» собрал свою кассу, порцию похвалы критиков и восторга фанатов, но со временем ажиотаж утих, аудитория фильма подросла. Дети, которые были в восторге от синих чудиков, теперь уже взрослые, половина из них уже и сюжет забыла. Все-таки, всем интересно посмотреть на продолжение нашумевшего фильма, поэтому сборы вновь получились большими.

      Надо отдать должное создателям, они попытались вкратце суть конфликта тем, кто не смотрел первую часть. Получилось смазано, «врубиться до конца» явно смогли не все. Еще к недостаткам можно отнести хронометраж. Фильм идет больше трех часов. Вроде бы интересно, но нет-нет, да отвлечешься на какую-нибудь ерунду.

       Если перейти к плюсам, то это определенно графика. Техника за 13-ть лет тоже спрогрессировала, поэтому визуальные эффекты получились нереально крутыми. Красивый мир с огромным многообразием различной растительности и живых существ завораживает.

       Теперь про сюжет и тут возникают вопросы. Многим он кажется примитивным. Когда персонажи совершают какое-то действие, сразу понимаешь, чем оно закончится. Например, когда семья Джейка просит убежища у другого клана, понятно, что возникнет конфликт между коренными жителями и новоприбывшими. Вообще много ситуаций построено на родительской любви, что тоже немного примитивно. Интересно, когда в фильме есть дилемма, т.е. выбор между хорошим и хорошим или плохим и плохим. Когда же речь идет про родительскую любовь, тут все очевидно. Ни один родитель не оставит свое чадо в беде, поэтому герои вновь и вновь мчаться спасать своих детей.

       С другой стороны, ведь это и есть главная ставка и цель героя. Он больше не строптивый волк-одиночка, теперь у него есть обязанности-семья, которую ему нужно оберегать, поэтому все действия исходят от интересов семьи. Получается, в фильме изначально ставится вопрос семейных ценностей. Джейк Салли хочет укрыть семью, уходит из леса и примыкает к клану рифов Меткайина. Несмотря на это аватар полковника Майлза находит его семью, происходит сражение в следствие которого умирает один из детей Джейка. Кто именно говорить не буду, дабы сохранить интригу. Потеряв сына Джейк понимает, что нельзя бегать вечно, рано или поздно придется столкнуться с опасностью, вопрос времени.

     В обычной жизни люди тоже стараются до последнего избегать проблем в надежде, что оно рассосется само собой, но зачастую проблема только усугубляется, а время уходит…