Найти в Дзене

Как привлечь людей на экскурсии. Опыт проекта "Я вам покажу"

Ксения Паначева
Ксения Паначева

Надежда Макатрова: Ксения, когда мы с Вами познакомились, то Вас представили как основателя и руководителя проекта «Я вам покажу». Это экскурсии по Рязани и Рязанской области. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к этой деятельности.

Ксения Паначева: Это получилось спонтанно. Я родом не из Рязани, живу в Рязани 16 лет, но приехала сюда из Пскова. Поначалу я вообще никаким образом не была связана с туризмом и, собственно, ничего не знала про Рязань. А потом случился такой период в жизни, когда я оказалась как витязь на распутье. Было непонятно, куда дальше двигаться. Я вдруг осознала, что уже достаточно длительное время живу в совершенно незнакомом мне городе. И возникли вопросы в стиле классической литературы XIX века «Что делать?» и «Кто виноват?» Я подумала, что, может быть, стоит вернуться в Псков, где у меня остались мама и друзья, а если я все-таки планирую жить в Рязани, то мне нужно что-то узнать про этот город и про эту совершенно чужую мне область.

Я потихоньку стала сама ездить по области. Поначалу это были полуразрушенные усадьбы. Приеду, посмотрю, пофотографирую, вернусь домой, начинаю читать про это место. Кстати, интерес к данной теме у меня по-прежнему остался, и мои самые любимые направления в путешествиях по Рязанской области связаны с русскими усадьбами. Прошло какое-то время, я создала группу «Вконтакте», стала выкладывать там фотографии из своих одиночных путешествий. Появились люди, которые писали, что им это тоже очень интересно, они тоже хотели бы туда попасть и можно ли ко мне присоединиться в моих поездках. В итоге я начала организовывать такие выезды по области. Это были просто совместные поездки и совершенно не коммерческий проект. Я, можно сказать, собирала маршрут, т.е. договаривалась с музеями, с экскурсоводами, объявляла в группе «Вконтакте», куда и когда мы едем. Кто на машинах – молодцы, кто без машин – садятся к тем, кто на машинах. Получилось небольшое сообщество любителей путешествий и вообще любителей познания своего края.

Ксения Паначева
Ксения Паначева

В какой-то момент я поняла, что у нас есть много музеев и есть экскурсоводы, которые все компетентно расскажут. Но если вернуться к теме усадеб, то приехав в какую-то полузаброшенную усадьбу, ты оказываешься с ней один на один. Там нет экскурсоводов, а иногда бывает, что и местных жителей тоже нет – совсем никого. Перед тобой просто заброшенное место. И я стала готовить не то, чтобы экскурсии, но небольшие информационные справки по таким местам. А потом вся эта деятельность начала перерождаться в более-менее полноценный туристический проект. В Рязанской области много интересных мест, много мест, где пока еще сохранилась старинная архитектура. Да, она в не очень хорошем состоянии. Но если мы сейчас туда не поедем и не расскажем людям про это место, то через 5-10 лет этого места может не быть вообще. Будем честны: сейчас ситуация такая, что старинные усадьбы и храмы в большинстве своем не будут реставрироваться. Мы их утратим. Когда я только начала заниматься этой деятельностью, у меня были розовые очки, и я надеялась, что вот-вот займутся сохранением исторического наследия. Однако я каждый год езжу по этим местам, и я понимаю, что ничего не меняется. Где-то положительные сдвиги есть, но они – капля в море. В основном становится хуже, и я хочу просто успеть показать людям хотя бы что-то, что еще осталось. Весь проект, собственно, и стал крутиться вокруг этой идеи.

Усадьба Старое Зимино, Рязанская область
Усадьба Старое Зимино, Рязанская область

Вдобавок я поняла, что и в Рязани тоже наблюдается определенный недостаток не столько даже экскурсоводов, сколько тем экскурсий. На тот момент в Рязани работали принимающие туркомпании, чьи штатные и внештатные экскурсоводы водили туристов по отработанным десятилетиями маршрутам с одними и теми же объектами показа. А мне хотелось чего-то необычного и интересного. Я стала смотреть, что представляют собой нестандартные экскурсии в Москве, в Петербурге, в Нижнем Новгороде, и решила, что и у нас в Рязани можно что-то подобное придумать. Так и родился проект «Я Вам покажу». Одна его часть — это путешествия по Рязанской области, а вторая часть — тематические прогулки по городу. Все это работает с 2015 года.

Надежда: А вы по образованию историк или искусствовед?

Ксения: Нет, я по образованию учитель географии. Но в то время, когда я заканчивала обучение, мало кто шел работать учителем в школу. Зарплаты были маленькие. Но мне очень нравилась география, нравилось изучать информацию о странах и городах, нравилось все, что было связано с путешествиями и перемещениями. Мне нравилась атмосфера в нашем институте, мы выезжали на практику в Изборск с его древнейшей крепостью и жили несколько недель в этом великолепном месте, изучая сохранившееся наследие. В общем во мне эта особая атмосфера сидела, и мне хотелось каким-то образом увязать свою работу с географией и путешествиями. Думаю, именно это сыграло решающую роль.

Надежда: Какие посылы о Рязани и Рязанской области Вы стремитесь транслировать людям, которые приходят на Ваши экскурсии? Вы же в некоторой степени открываете им их же родную землю, если мы говорим о местных жителях.

Ксения: Если мы говорим об экскурсиях по Рязани, то они появились, можно сказать, благодаря моему спортивному интересу. Меня крайне возмущало, когда в комментариях к какой-нибудь фотографии или посту о Рязани в соцсетях появлялось множество замечаний от местных жителей из разряда «Что тут у нас делать? У нас смотреть нечего». Меня подобные комментарии всегда сильно задевали. Мне казалось очень странным, что ты про свой родной город так пишешь. Это все равно, что про маму плохо писать. Я пробовала представить, возможно ли такое отношение жителей к своему городу, например, в Пскове, и мне показалось, что нет – никто из местных не станет обижать родной город. Со временем выяснилось, что тех, кто считает, что в Рязани кроме Кремля ничего ценного нет, действительно много. И тогда я решила вступить в своего рода игру: доказать людям, что в Рязани есть много таких мест и объектов, на которые стоит посмотреть и которые заслуживают знакомства с ними. Сейчас я уже гораздо спокойнее отношусь к критике города местными жителями. Могу с юмором реагировать на слова о том, что в Рязани нет туристов. Мы-то с Вами знаем, что они есть.

Экскурсия по ул. Почтовой в Рязани
Экскурсия по ул. Почтовой в Рязани

Надежда: И не просто есть, а их много. В праздничные дни и каникулы все отели города загружены под завязку.

Ксения: А в самом начале меня сильно коробило от пренебрежительного отношения к своему городу. Отсюда моя мотивация и название проекта: мол, вы думаете, что смотреть в нашем городе нечего, а я вам покажу, что это не так. И это не только Кремль с храмами внутри. Конечно, у нас очень много старинных объектов находится в неудовлетворительном состоянии, но они есть. Это и религиозные объекты, и гражданская архитектура, в т.ч. екатерининской эпохи. И я считаю, что я справилась со своей задачей. На мои экскурсии приходит действительно очень много людей, живущих в Рязани и в Рязанской области. Для меня это успех.

Надежда: Безусловно.

Ксения: То же самое касается и области: была задача показать, что у нас отнюдь не бедная область по части памятников архитектуры, и даже разрушенный памятник, даже руины, которые состоят из трех кирпичей, заслуживают внимания, потому что за этими тремя кирпичами стоит колоссальная история, целые пласты истории. Если мы сейчас не узнаем об этом, потом это все исчезнет, сотрется и забудется. В этом направлении тоже есть определенный успех, потому что даже в летний сезон всегда очень быстро набираются группы в поездки по Рязанской области.

Городище Старая Рязань, XII-XIII вв.
Городище Старая Рязань, XII-XIII вв.

Если мы говорим про туристов, то это отдельная история. В целом задача схожа – показать и доказать, что Рязань – это не только Кремль и Константиново. И приезжать сюда надо не на один день, а, как минимум, на два, потому что Рязань – это не город одного дня, и здесь действительно есть, что посмотреть. А если все-таки туристы приехали одним днем (туроператоры нередко ограничивают осмотр Рязани и Константинова одним днем, что, на мой взгляд, ужасно) должно остаться ощущение, что туристы не досмотрели много интересного, и обязательно надо вернуться в Рязань еще. Можно сказать, что у меня утилитарная цель: если я смогу заставить человека полюбить наш город, он ко мне вернется. Такие люди есть, и я обожаю, когда они мне пишут, что были со мной на экскурсии, допустим, в прошлом году, и хотят вернуться продолжить знакомство с городом и областью. Не скажу, что такое случается каждую неделю, но это для меня вау-эффект, которого я и хотела добиться. В такие моменты я чувствую абсолютное удовлетворение своей работой.

Рязань, Дом-музей академика И.П. Павлова, фото с турпортала Рязанской области
Рязань, Дом-музей академика И.П. Павлова, фото с турпортала Рязанской области

Надежда: Я правильно поняла, что все начиналось именно с местных жителей, а туристы уже позже подключились?

Ксения: Да, все началось с рязанцев, но очень быстро стали появляться заявки на обзорные экскурсии для туристов. Хотя изначально я не очень хотела водить обзорные экскурсии. Во-первых, такие экскурсии есть у принимающих туркомпаний, а во-вторых, мне это казалось чем-то банальным, а я хотела чего-нибудь этакого (смеется).

Но потом я поняла, что местные жители и туристы – это все-таки две разные целевые аудитории с разными запросами. Бывает, как это ни странно, что и местные жители просят провести классическую обзорную экскурсию, но не часто. А турист, первый раз приезжающий в город, хочет именно ознакомительную экскурсию. У меня есть ряд экскурсий по узким темам: по деревянному зодчеству, по каким-то, условно, задворкам. Но все это должно нанизываться на уже полученные знания из обзорной экскурсии, тогда получается объемное представление. Поэтому для туристов чаще всего проводятся обзорные экскурсии, но они гибкие. Я неплохо знаю весь исторический центр Рязани, поэтому если я вижу интерес моих слушателей к какому-то факту, я могу тут же свернуть с маршрута в один из переулков, чтобы показать что-то еще, раскрывающее данную тему.

Рязанский кремль
Рязанский кремль

Как-то раз ко мне приехали москвичи на два дня. И второй день был посвящен деревянному зодчеству и определенному маршруту. Но когда мы сели в автобус, мы, что называется, зацепились языками на тему сохранения деревянного зодчества, в т.ч. полуразрушенного. И у меня в голове родился немножко скорректированный маршрут. Я повезла своих гостей туда, куда я крайне редко вожу туристов, и показала пример, как люди сохраняют свой деревянный дом XIX века. Иными словами, я могу менять маршрут даже обзорной экскурсии под пожелания и интерес туристов и состав группы.

Рязань, ул. Щедрина
Рязань, ул. Щедрина
Рязань, Летний клуб Благородного собрания, фото с турпортала Рязанской области
Рязань, Летний клуб Благородного собрания, фото с турпортала Рязанской области

Надежда: Как менялась Ваша аудитория за эти годы? Кто сегодня приходит к Вам на экскурсии?

Ксения: Среди местных жителей у меня сложился определенный костяк людей, которые верны мне, много лет приходят на экскурсии. Причем даже на одну и ту же экскурсию они могут прийти несколько раз: что-то забывается, что-то я по-другому рассказываю, добавляя новые объекты или форму подачи. В основном это, конечно, люди среднего и старшего возраста. У меня все городские экскурсии – пешеходные, некоторые достаточно длинные. Иногда мы по 2,5-3 часа ходим пешком. На этих экскурсиях бывают и пожилые люди, но я сразу всем говорю, что если вы хотите уйти, вы устали, то вы можете закончить экскурсию в любой момент. Я не буду обижаться, я все понимаю. В конце концов, у людей могут быть другие неотложные дела. Кстати, в последнее время появляются новые лица и много молодежи. Меня это очень радует. Когда приходят люди среднего и старшего возраста, то мы понимаем, что у них за плечами определенное воспитание, установки и определенный багаж знаний. А с молодежью все не так просто, и очень классно, что ее становится больше. Конечно, подавляющее большинство участников – это женщины, но и мужчины приходят со своими дамами или в одиночку. И это здорово!

Что касается туристов, то в основном это интеллигенция, которая хочет погрузиться в историю, в архитектуру, которым в поездке важно не только отдохнуть, но и наполниться новыми знаниями и новыми впечатлениями. Иногда бывают те, кому нужно кратко рассказать про город, и они побегут дальше. Им важнее расслабиться или развлечься, например, в аквапарке. У семей с детьми свои запросы. Но мне особенно нравится работать с людьми более зрелого возраста, которые могут меня чему-то научить, мне с такими очень интересно. Я же не говорящий голова. Когда меня приглашают куда-либо рассказать о работе экскурсовода, я всегда это подчеркиваю: экскурсовод — это не говорящая голова, это не человек в роли учителя, перед которым стоят слушатели-ученики и которым он доносит информацию по учебному плану. И, наоборот, экскурсовод – это не ученик, который держит ответ перед учителями-экзаменаторами.

На мой взгляд, экскурсовод должен быть другом, проводником или, как сейчас модно говорить, амбассадором города. Он олицетворяет собой этот город и, возможно, он единственный местный житель, с кем туристы будут плотно общаться. Конечно, есть еще сотрудники в гостиницах, официанты в кафе, продавцы, таксисты и т.д., но в отличие от них я буду общаться с туристами на протяжении нескольких часов, поэтому на мне громадная ответственность. И на какое-то время мы, можно сказать, становимся родными, погружаясь в историю и знакомство с городом. Мне интересно с людьми, которые тоже могут поделиться чем-то со мной, рассказать о своих путешествиях, с которыми мы можем говорить на одном языке. Конечно, у всех людей разные сферы интересов, поэтому я подстраиваюсь, наблюдая за реакцией участников по ходу экскурсии. Если вижу, что слушать о тонкостях архитектуры группе скучновато, я могу сместить акцент на личности, или наоборот. Я люблю, когда люди со мной на одной волне, и я могу сказать, что подобное притягивает подобное.