Найти тему
10,5K подписчиков

Лучший роман года или распиаренный боевичок? Отзыв о книге "Бронепароходы" А. Иванова

1K прочитали

Сразу скажу, что мое мнение будет не самым популярным, потому что роман для меня вышел абсолютно середнячковым. Но кому-то он очень и очень понравился, что вполне нормально.

Здесь же поделюсь своими личными впечатлениями от книги.

Сразу скажу, что мое мнение будет не самым популярным, потому что роман для меня вышел абсолютно середнячковым. Но кому-то он очень и очень понравился, что вполне нормально.

Почему середнячок?

Да потому что, открыв любую советскую книгу (не из первого эшелона, т.е. не самую распиаренную и ту, что на слуху), вы увидите точно тех же персонажей, что у Иванова есть, те же события, действия.

А ведь советскую приключенческую литературу часто ругают за картонность персонажей. Вот мол у них там красные сплошь благородные, белые сплошь сволочь и все в таком духе. А герои (красные. конечно же) всегда побеждают.

Так, у Иванова то же самое. За исключением того факта, что он плохими сделал всех - и белых, и красных. Ну, наверняка, чтобы его не обвинили в симпатии к кому-то. Хотя, почему же это плохо, симпатизировать?

И вот Иванов делает абсолютно картонных персонажей. Женщины ему особенно не удались. Одна вышла дорогой проституткой (на нее сам Троцкий заглядывается), а другая дешевой (мужика ни одного рядом не удержала), третья вообще такая писанная раскрасавица (хоть и читать не умеет), что за нее дерутся капитаны и летчики.

Мужчины чуть нормальнее вышли. Но с ними все ясно с первого раза. За исключением двух личностей, которые мне более-менее понравились, все остальные мужланы, неучи, скряги, предатели и убийцы, еще есть юнцы, которым сам бог велел делать глупости).

При всем этом книга неплохая вышла. НО это не тот роман, о котором хочется рассуждать. Прочла, галочку поставила и забыла. О нем не будешь спорить, поступки героев не станешь анализировать, думать о том, как сама поступила бы в аналогичной ситуации тоже не станешь.

Это приключенческий боевик, который очень хорошо будет смотреться на экране. Все куда-то бегут, плетутся интриги, стреляют из револьверов и пушек, по реке идут пароходы, закованные в броню, рушатся мосты, гибнут люди, повсюду взрывы, копоть, грязь и в этой кутерьме на свет появляется младенец. Голливуд отдыхает)

Но даже и не это делает книгу середнячком.

Ну помните "Как закалялась сталь" - роман Николая Островского? Тоже вроде книга об эпохе, примерно и время одно и тоже. И персонажи особенно героические. Я кстати уже не помню ничего из того, что там происходило, но со мной остались впечатления. Я помню, как потрясла меня эта книга, как поразилась я тому, что ГГ отдают жизнь за Родину, семью, страну. До сих пор с содроганием вспоминаю эпизод, в котором описана реакция народа на смерть Ленина - плач, гудки заводов, поездов, общее смятение. Никаких взрывов, первых детских криков, грандиозных крушений и капитана, умирающего на палубе своего корабля. Показано чистое народное горе. Книга прочтена 20 лет назад (пора ее перечитать), но я помню, что она очень и очень хорошая.

Как же вспомнить "Бронепароходы", а вспомнится ли он? Скорее всего, нет, как и многие советские книги на эту же тему (в советской литературе ну очень большой пласт приключенческо-исторической прозы, просто позабытой, потому что середнячок, прочли и забыли, чтобы уступить место в голове другим книгам). Вот "Тобол" у этого же автора мне понравился больше. Для меня, не пресыщенной именно тем периодом в истории, "Тобол" стал открытием.

Кстати, об истории. Ее у Иванова в "Бронепароходах" совсем немного. Что я узнала - что на Волге были бронепароходы и они сражались друг с другом и во всем этом участвовал Троцкий. И все. А дальше бесконечная череда героев, имена которых я сначала пыталась записывать, потом оставила это гиблое дело.

Сразу скажу, что мое мнение будет не самым популярным, потому что роман для меня вышел абсолютно середнячковым. Но кому-то он очень и очень понравился, что вполне нормально.-2
Сразу скажу, что мое мнение будет не самым популярным, потому что роман для меня вышел абсолютно середнячковым. Но кому-то он очень и очень понравился, что вполне нормально.-3

Из всего многочисленного сонма персонажей мне понравились двое - капитан Иван Нерехтин, командир "Лёвшино" и Хамзат Хадиевич Мамедов, работающий на нефтепромышленников Нобелей. И больше никто.

Первый понравился тем, что несмотря на откровенную сумбурность происходящего он остается человеком добрым и совестливым, второй тем, что из убийцы-охранника вырастает в героя, способного пожертвовать своей жизнью ради человека (людей), которому явно нечем ему отплатить.

В своем посте я уже писала, что на месте автора выбросила половину бы персонажей и все эфирное время отдала Нерехтину и Мамедову, я бы и о жене первого почитала, и больше об его герое сыне, и о семье Мамедова, если она у него есть.

Но Иванов решил, как решил. Имеет право.

В авторе я не разочаровалась, вообще оставила это неблагодарное дело в авторах разочаровываться. Когда много читаешь, понимаешь, что писатель не может всегда писать классные вещи, которые нравятся 100% большинству. Конкретно у Иванова мне пока понравился только "Тобол", на втором месте из прочитанного "Бронепароходы", а на третьем "Географ глобус пропил".

Для тех, кто незнаком с сюжетом, краткое изложение без спойлеров:

В 1918 году, когда к власти в Петрограде уже пришли большевики, в стране начинается Гражданская война и на Волге тоже. Но если во многих местах она идет исключительно с использованием животных и кое-какой техники (кони, люди, подводы с пулеметами, красные, белые, зеленые), то на реке в бой вступают пароходы, реквизированные у собственников той или иной стороной.

Начинается повествование с неудачной попытки расстрела большевиками князя Михаила (уж лучше автор сразу бы его пристрелил, вышло бы трагичней и читателю сэкономило бы время). Начинается красный террор - изымают хлеб, корабли объявляют собственностью государства, стреляют всех, кто хоть как-то пытается возражать.

Кстати для справки, продразверстку не большевики придумали, ее еще при царской власти ввели для помощи фронту.

Бывший судовладелец Якутов спасает князя Михаила ценой собственной жизни, еще не зная, какую печальную роль Михаил сыграет в судьбе его детей. Капитан Нерехтин пытается уползти на своем буксире подальше от красных. Его не волнует политика, единственное - он желает спасти жизни своим матросам (красные у Иванова реально какую-то дичь творят) и жизни их родных, уже многие месяцы не получавших материальной помощи от отцов и братьев. Но бегство заканчивается провалом и Нерехтин вынужден стать "красным".

Несколько месяцев красная флотилия будет гоняться за белой. На фоне появятся адмирал Старк, Колчак, Федор Раскольников и Лариса Рейснер, Троцкий. Сойдутся интересы не только политические, но и экономические, агенты двух нефтяных компаний будут строить друг другу козни, пытаться вызнать коммерческую тайну, похитить оборудование, деньги, чертежи. И тут на сцене появляется некий Мамедов. Он работает на предпринимателей Нобелей и ему поручено спасти баржу с оборудованием. Но процесс спасения затягивается и он оказывается в центре передряги, вместе с Нерехтиным, Катериной и Алексеем Якутовыми, Раскольниковым, Лялей (она же Рейснер) и десятками других людей, вовлеченных в противостояние пароходов.

Пересказать в точности, что там будет сложно. Но точно будут любовь, сражения, шпионские игры, предательство. И все это замешано так, что смотреть реально было бы интереснее, чем читать.

Но я рада, что книга прочтена, я даже от щедрот своих поставила ей 4.5 на Лайвлиб, поскольку понимаю, что очень многих она впечатлит. Но не меня, увы. Чересчур распиаренная вещь, как по мне, сама же купилась) Но о чтении не жалею, каждое произведение своего читателя найдет. Просто знайте, что глубины искать в книге не нужно.

Читали? Планируете?