Найти в Дзене
GoodBadCar

Даже "ё-Мобиль" был лучше: китайская марка Niutron - короткая и печальная история

В российской истории автомобилестроения был такой проект, как "ё-Мобиль", который, возможно, многими позабыт. Его вдохновителем и инвестором стал бизнесмен Михаил Прохоров. Сам проект заглох еще на начальных стадиях разработки, хотя о нем в определенный период говорили практически из каждого СМИ.

Но и в Китае, где ежегодно появляются новые стартапы в области автомобилестроения, готовые предложить оригинальные, технологичные и другие инновационные продукты, случаются громкие неудачи. Ярким примером тому служит компания Niutron. Созданная бывшим сотрудником Huawei и миллиардером Ли Инан, он так и не смогла вывести на рынок свои автомобили. Причем Niutron успел собрать свыше 25 тысяч заявок на покупку прочного кроссовера Ziyoujia NV, который должен был поступить в продажу еще в прошлом году.

Китайская компания была зарегистрирована только в 2018 году. Niutron сразу решил в значительной степени полагаться на поставщиков. Для аккумуляторов это обычная стратегия, но Niutron передал на аутсорсинг почти все, от приводных двигателей до умных кабин. Niutron с гордостью заявляет, что является производителем автономных автомобилей, но система автономного вождения полностью разработана Horizon Robotics. Тем не менее, это позволило Ли перейти от основания компании к запуску производства менее чем за четыре года.

Да,, производство — ахиллесова пята многих стартапов NEV. Ли выбрал контрактное производство, опять же в интересах скорейшего выхода на рынок. Niutron не имеет производственной квалификации, поэтому ему нужен производитель, у которого она есть. Ли предположил, что нашел его в Dacheng Automobile, но именно здесь его стратегия «делать все быстро» потерпела крах.

Dacheng Automobile — автомобильный завод, основанный в 2014 году в городе Чанчжоу (провинция Цзянсу). Первоначально он служил в цепочке поставок Zotye, производя автомобили Zotye Domy. Однако он принадлежал не непосредственно Zotye. В 2020 году у этой компании возникли финансовые проблемы, и она подала в суд на банкротство. Крах бренда унес с собой ряд компаний в цепочке поставок, в том числе Dacheng. С конца 2020 года Dacheng не производила никаких транспортных средств и сама находилась в режиме выживания. В конце 2021 года появилось новостное сообщение, в котором говорилось, что BYD приобретет завод в Цзянси, а Niutron - завод в Чанчжоу. Часть BYD была правильной, но Дачэн спас завод в Чанчжоу за счет выручки от продажи BYD и некоторой помощи местного правительства. Тем не менее Niutron переместил свои офисы в Чанчжоу и сделал Dacheng своим контрактным производителем.

-2

Дебют Niutron на рынке должен был состояться весной 2022 года, но из-за карантина Covid он был отложен. И это было решающей ошибкой. К тому времени, когда Niutron был готов к запуску в декабре, завод в Дачэне простаивал уже более двух лет. Это автоматически приостанавливало действие разрешения на производство, вынуждая компанию повторно подавать заявку и заново проходить все бюрократические процедуры и проверки. Это оставило Niutron без завода, не оставив другого выбора, кроме как отменить все 25 000 полученных заказов.

В течение нескольких лет китайский рынок NEV был игрой стартапов и первопроходцев. Они определили направление и темп. Появление Tesla усилило чувство срочности, и в 2020 и 2021 годах рынок прошел через американские горки. NIO, Xpeng и LI Auto достигли вершины, Leapmotor и Neta присоединились к ним как выжившие стартапы, как только дверь начала закрываться. Covid не ушел в Китае, сбои в цепочках поставок продолжали ползти, глобальная инфляция и война в Украине началась. Все это изменило рынок, свободные деньги исчезли, и инвесторы предпочли безопасность возможностям. Игра перешла от идей и обещаний к исполнению и брендингу.

В 2022 году традиционные китайские производители, наконец, ответили с размахом. BYD и Aion показали, как увеличить производство, и мы увидели приток новых устаревших брендов высокого класса. На рынок вышли Zeekr от Geely, Feifan (Rising Auto) и Zhiji IM от SAIC, Voyah от Dongfeng, Shenlan и Avatr от Changan, а также Aito от Seres и Huawei. Вскоре к ним присоединятся Great Wall и BYD со своими высококлассными брендами SAR и Yangwang. Это совершенно другой пейзаж, чем год назад.

Сейчас китайские СМИ сообщают, что Niutron пока не покинул рынок. У компании сохранились определенные ресурсы для того, чтобы вновь попытаться завоевать покупателей. Однако учитывая активность крупных игроков (Geely, Chery, BYD, SAIC и других), а также успехи других стартапов (HiPhi, Aiways, Nio и так далее), Niutro будет сложно закрепиться на рынке.

Авто
5,66 млн интересуются