Находится он прямо на крыше одной из городских высоток в центре столицы. Хозяин живет здесь сам и вот уже больше года проводит тут экскурсии для всех желающих.
Главный экспонат
Художник думал обустроить мастерскую в этом помещении в начале «нулевых». Тогда оно представляло собой нежилую мансарду в «никаком» состоянии. Около пяти лет ушло только на строительные работы и порядка пятнадцати – на декорирование. Постепенно дом обрастал экспонатами, непрестанно менялся, развивался и незаметно сам превратился в некий художественный проект. Впрочем, такое определение кажется слишком сухим для подобного пространства – ты понимаешь это, едва переступив порог.
В «Доме Карлссона» так уютно и тепло, что кажется, просто пришел к другу в гости. Кстати, в ходе экскурсии хозяин настолько раскрывается, что, возможно, к концу беседы вы и правда найдете нового друга. Ведь как ни крути, большинство экспонатов, да и сама история этого места тесно связаны с владельцем: его жизнью, творчеством, путешествиями, верой, личным видением мира… По сути, Максим и есть главный экспонат. И да, обывателю наверняка сложно понять, как можно принимать десятки посторонних людей в своем доме. Но, по словам Максима Холодилина, для него как для художника это естественно и даже необходимо: искусство – способ взаимодействия с обществом, и сама экскурсия – своего рода художественное действие, всегда разное, как и люди, участвующие в нем.
Картина, «живущая» по особым правилам
Пространство наполняют множество предметов и деталей. Одной из первых наше внимание привлекла картина Рашида Нурмухаметова «Девочка-башкирка». Художник умер в 1986 году, так и не завершив ее.
– Именно поэтому она меня и заинтересовала, – признается Холодилин. – Это позволяет проследить стадии работы. Мы видим контуры, мазки кисти в области костюма и полностью завершенное лицо. Создается ощущение, что картина пишется прямо сейчас, – в восприятии появляется еще одна, временная «координата».
Словно в продолжение полотна, под ним – красные туфли. Владелец дома уже и не помнит, откуда они взялись. Говорит, судя по размеру, вероятно, их шили для актера-мужчины, исполнявшего женскую роль. «Рифмуется» картина и со старым расписанным пианино. И дело не только в цветах: изображение на инструменте (какое, лучше умолчим) тоже является продолжением «девочки».
Вообще, как отмечает Максим Холодилин, композиционно в доме все выверено до мелочей. Каждое цветовое пятно – на своем месте. Каждый экспонат «уравновешен и гармонизирован» другим. И мы в этом не раз убеждались.
Убежище от некрасоты мира
Кухня в «Доме Карлссона» абсолютно сказочная. Посуда «живет» в навесных шкафах, сделанных в виде шведских домиков (в них даже свет зажигается). Поднимите взгляд – и увидите мост, по которому едет карета. Над обеденным столом – «средневековая» люстра с тибетскими колокольчиками, созданная из обычного колеса телеги. В таком нестандартном интерьере чудесным образом уживаются портреты модели эпохи 60х Твигги, кубинского революционера Эрнесто Че Гевара, музыканта Бориса Гребенщикова,
гениального физика Альберта Эйнштейна. На стене у варочной поверхности медленно бледнеет от паров готовящейся еды репродукция картины, взятая из приложения к иллюстрированному журналу «Родина»… 1890 года! Это тоже некий символ: все однажды обратится в прах.
О каждой детали у Максима Холодилина – история. А еще он угостит вас чаем. Летом же уютную «картинку» дополнит живописный закат – он наполнит огромные окна гостиной.
– Люди строят города, из которых хоть раз в неделю стараются сбежать туда, где ничего не строили. Почему так получается? Вопрос! Я же попытался создать пространство, из которого не захочется убегать круглый год, – делится художник.
Весь первый этаж он называет убежищем «хоббита» от некрасоты окружающего мира. Кроме того, здесь есть выход на крышу, откуда открывается роскошный вид на все четыре стороны. Кстати, тут тоже можно увидеть любопытные арт-объекты. Например, изображение солнца, которое с помощью прожекторов реально «включить» в любое время суток. В городе, где зимние ночи тянутся на пике до 17 часов, этот экспонат поймут.
«Тронный зал»
Совсем другая атмосфера на втором этаже. Взгляд приковывает трон. Он настоящий, еще в дореволюционные времена принадлежал уфимскому архиепископу, а позже, как бы ни было абсурдно, служил в качестве рядового стула сотрудникам Башгосиздата. К Максиму Холодилину попал в печальном состоянии. Отреставрировали кресло епархиальные мастера.
Особый дух «тронному залу» придает немного зловещая работа хозяина под названием «Фатум»: колесо сансары из лезвий кос с коровьим черепом в центре. Она посвящена уже ушедшему уфимскому театральному художнику и режиссеру Наилю Байбурину. Кстати, его работа тут тоже есть. Вообще, здесь целый ряд экспонатов, вызывающих довольно сильные и сложные эмоции, по крайней мере, у автора этих строк.
О том, кто еще живет на крыше
Карлсонов в этом доме не счесть. Уже на входе можно заметить брутальный кожаный ремень с пропеллером, как бы намекающий на то, кто тут настоящий хозяин. В разных местах встречаются игрушки и фигурки. Есть даже оригинальный целлулоид мульт
фильма «Малыш и Карлсон» 1968 года (на нижнем снимке). Раньше на секунду рисовали 25 кадров (фаз движения персонажа), накладывали их потом на фон. Изображение наносили на пленку акриловыми красками. Вплоть до 80х годов их всегда смывали и использовали основу повторно. Так что этот уцелевший экземпляр – редкость.
А еще в зеленом кабинете в английском стиле (о нем – отдельная история!) хранится первое издание «Малыша и Карлсона» Астрид Линдгрен 1957 года с оригинальными иллюстрациями Илон Викланд.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Ляйсан Файзуллиной