Найти тему
Libertà

"ВАССА". КОНФЛИКТ ВАССЫ И Рашели

кадр из фильма "Васса"
кадр из фильма "Васса"

Режиссер Г. Панфилов, киностудия «Мосфильм», 1983 год.

За основу взяты кадры из экранизации Г. Панфилова, хотя до него была прекрасный фильм 1953 года Л. Лукова и К. Зубова с В. Пашенной ( Васса) и М. Жаровым (Прохор Храпов).

кадр из фильма "Васса Железнова" 1953 г.
кадр из фильма "Васса Железнова" 1953 г.

Если об исполнительницах Вассы можно поспорить, хотя я считаю Чурикову лучшей, то Прохора Храпова лучше Михаила Жарова пока никто не сыграл.

Мне понравилась и и постановка МХАТ им. Горького с Т. Дорониной в роли Вассы Железновой.

Автор пьесы не сделал конфликт между двумя матерями центральным событием пьесы, но взаимоотношения этих героинь очень интересны.

В ранней редакции «Вассы Железновой» М. Горький в скобках давал второе название «Мать». Это и было центральной темой произведения - через образ Вассы показать женщину, взявшую на себя управление огромным предприятием ради благополучия семьи.

Трактовка и понимание образа главной героини пьесы М. Горького менялись в зависимости от времени. В фильме 1953 года зрителя явно из конъюнктурных соображений стараются «подвинуть» на сторону Рашели. Насколько это удалось, судить зрителям, мои симпатии всегда были на стороне Вассы.

Горький показывает двух сильных женщин, готовых многим пожертвовать ради своей цели. Это общее у Вассы и Рашели, но суть в том что цели у них разные.

кадр из фильма "Васса"
кадр из фильма "Васса"

Васса идет на преступление ради благополучия семьи. Пусть семья слаба, но Железнова старается удержать ее на плаву и ради этого даже уговаривает мужа совершить самоубийство.

Невестка Железновой, Рашель,  революционерка, смутьянка, скрывающаяся от властей. Она никого не убила, но ради своей цели бросила сына у бабушки и даже  жалеет о том, что родила его.

кадр из фильма "Васса"
кадр из фильма "Васса"

У Рашели цель не созидательная, а разрушительная. Это пламенная революционерка, живущая ради уничтожения существующего порядка. По идее таким дамам совсем не стоит иметь детей поскольку они не имеют ни времени ни желания заниматься их воспитанием.

В одной из сцен Рашель и сама говорит, что ребенок был ее ошибкой.

Рашель требует у Вассы отдать ей сына Колю. При этом признается что сама живет по фальшивому паспорту и сына хочет отдать на воспитание в семью сестры.

Идея заведомо бредовая потому, что ребенок привык к бабушке, отрывать его от единственного любящего человека и тащить в Швейцарию в незнакомым людям - полное безумие.

Понять мать, не желающую воспитывать сына, сложно, по-моему даже невозможно.

Вассу я могу понять, хоть и не во всем. Железнова не могла остановиться в наращивании капитала. Это женщина будущего, умеющая делать деньги, с мужским характером и деловой хваткой.

Даже ее родной брат Прохор признает, что сам не способен так вести дела и решать самые сложные вопросы.

Парадокс в том, что при слабом, порочном муже и таком же брате Васса была вынуждена взять в свои руки управление хозяйством, а когда взяла и почувствовала свою силу, не смогла остановиться. Ей не удалось совместить роль деловой женщины и матери, как ни старалась.

Это было бы возможно лишь при поддержке со стороны мужчин семьи, но таковых не оказалось. Второй вариант - вести дела вполсилы, не расширять торговлю. На это сама Васса оказалась не способна.

Если Рашель мне нисколько не жалко - что хотела, то и получила, то Вассу мне откровенно жаль. Не ее вина в том, что сын болен, одна из дочерей с психическим расстройством.

В молодости героине пьесы многое пришлось пережить от мужа, который бил ее и унижал.

сцена из спектакля МХАТ им. Горького
сцена из спектакля МХАТ им. Горького

Татьяне Дорониной очень хорошо удалось показать, что в суровой Вассе еще живет светлая и даже романтичная натура. Ее героиня, оставшись одна, часто слушает арию Надира из оперы Ж. Бизе "Ловцы жемчуга" в исполнении Собинова. Очень красивое исполнение, кстати, рекомендую послушать.

Васса Дорониной помнит себя юную, чистую, мечтавшую о прекрасной жизни. Мне кажется, это очень важно для понимания того, что эта женщина была вынуждена стать сильной и властной.

кадр из фильма "Васса"
кадр из фильма "Васса"

Узнаете скульптуру? Это реквизит к фильму Г. Панфилова "Васса".