В 1749 году, на скамейке в Тюильрийском саду сидел юноша 23 лет и слушал, как два человека, сидевшие рядом, презрительно и с негодованием отзывались о поведении маркизы Помпадур. Ничего нового в их словах он не находил. Да, фаворитка Людовика XV, находившаяся на вершине могущества, вызывала у народа ненависть и гнев. Внезапно пришло озарение: он, Жан-Анри де Латюд, молодой, энергичный, жаждущий денег и успеха, никому не известный, не имеющий достойных покровителей, может взлететь по социальной лестнице! Да, не слишком чистоплотный способ, но если сработает... Латюд улыбался, предвкушая лёгкую победу. Да, он пойдёт и сообщит фаворитке короля о мнении народа. Она оценит его поступок и из благодарности примет участие в его судьбе.
Юноша насыпал в маленькую коробочку немного безвредного порошка, отправил посылку с порошком по почте маркизе Помпадур. И без промедлений помчался в Версаль. Там он рассказал фаворитке короля о двух незнакомцах на скамейке, о содержании их разговора и о том, что те готовят на неё покушение в виде яда, который прибудет почтой. Маркиза в знак благодарности протянула кошелёк с золотом, но Латюд отклонил подарок, надеясь на покровительство знатной дамы.
Маркиза попросила Латюда оставить ей свой адрес. Вдохновлённый юноша сел за письменный стол и написал на листке бумаги свой парижский адрес. В весёлом расположении духа Латюд отправился домой. Он ликовал - хитрость удалась, какая восхитительная жизнь ждёт его впереди!
Маркиза получила посылку, испробовала порошок на животных и служанке - он оказался безвредным. Тут она обратила внимание, что надпись на посылке и адрес на листке, оставленный юношей, написаны одной рукой. Так шутить с самой могущественной дамой королевства... Да она в бешенстве! О, она достойно ответит на дурацкую шутку!
Латюд сидел дома в самом безоблачном настроении, когда к нему заявился полицейский офицер в сопровождении стрелков. Они бесцеремонно скрутили, затолкали в карету с зашторенными окнами ничего не понимающего Латюда. Карета остановилась, юношу вывели во двор. Латюд огляделся и с ужасом понял, что он в Бастилии.
Неудачник-карьерист был отправлен в Бастилию по "именному приказу". Эти готовые документы Людовик XV раздавал фавориткам уже со своей подписью и печатью. Оставалось лишь вписать туда имя человека и тот был обречён. Никакого судебного разбирательства, никаких сроков. Хороший способ избавиться от человека быстро и без хлопот. Узники могли там оставаться на несколько дней, а могли и на несколько... десятков лет! Есть влиятельный покровитель - свобода близка, нет никого - человек мог сидеть полжизни, а то и сгнить в казематах.
Латюда облачили в грязные лохмотья, отвели в крохотную камеру. Утром явился следователь Бернье. Да, да, он всё расскажет, всё без утайки! Да он здесь по ошибке, глупой и легкомысленной. Но ведь кто не ошибается в столь молодом возрасте?! Бернье проникся жалостью к юноше, он также считал этот проступок глупостью и пообещал добиться у маркизы прощения. Но Помпадур осталась непреклонной. Латюд горько воспринял это известие. Он был на грани отчаяния.
Бернье посодействовал, чтобы Латюда перевели из одиночной камеры. Так он оказался в компании товарища по несчастью. Они подружились и поклялись, что кто первым выйдет из Бастилии, приложит все усилия, чтобы выручить другого. Наивные! Все разговоры тщательно подслушивались надзирателями. Тюремщики перевели Латюда в Венсенн, в тюрьму, сообщив сокамернику, что Латюда выпустили на свободу. А сокамерника позже выпустили на свободу. И он не сделал для Латюда ничего, предполагая, что Латюд давно уже на свободе.
В Венсенне Латюд только и думал о побеге. И о, чудо! Хитростью и везением он оказался на свободе. Латюд добрался до Парижа и поселился в скромном отеле. Он радовался свободе и одновременно мучился вопросом: что дальше?
Латюд написал длинное письмо, адресованное королю в надежде, что тот повлияет на фаворитку и простит Латюду его глупый поступок, в котором он искренне раскаивается. В конце послания он сообщал местонахождение своего тайного убежища. Святая простота! Через два дня Латюд снова оказался в Бастилии.
Следователь Бернье вновь пришёл на помощь: его кормили, как и прежде, давали перья, чернила, бумагу и книги. Латюд ненавидел Помпадур, еле сдерживал ярость. Однажды на полях выданной ему книги он написал:
Ну и дела во Франции прекрасной!
Здесь можно дурой быть из дур,
И всё же править государством:
Пример - маркиза Помпадур...
Сначала тюремщик прочитал это, затем губернатор Бастилии, а уж потом четверостишье показали самой маркизе. Но ухудшить положение арестанта не представлялось возможным - оно и так было невыносимо.
Время шло, следователь Бернье вновь пришёл на помощь: перевёл Латюда в обычную камеру и даже добился невозможного - предоставил тому слугу! Простой и добрый Кошар, оплачиваемый родными Латюда, делил с ним все несчастья и скрашивал досуг. Вскоре слуга заболел. Кошару достаточно было подышать свежим воздухом, но по уставу Бастилии всякий, кто поступал в услуги к заключённому, окончательно связывал с ним свою судьбу и либо выходил на свободу вместе с хозяином, либо умирал подле него. Кошар мучительно умер в камере...
Бернье не оставлял узника - подселил к Латюду заключённого. Они были ровесниками, быстро нашли общий язык и решили готовиться к побегу. Башня, в которой они сидели, была окружена рвом с водой, дальше шла высокая неприступная стена и ещё один ров. Подготовка заняла два года. Однажды ночью, под проливным дождём, они выбрались через дымоход на крышу. По верёвочной лестнице спустились в ров с ледяной водой. Стена оказалась слишком высокой, чтобы её преодолеть и беглецы всю ночь расшатывали и вынимали камни из стены, всякий раз ныряя в воду при приближении часового. Наконец, под утро, удалось попасть в следующий ров, наполненный жидкой грязью. Всё... свобода!
Беглецов очень скоро обнаружили и Латюд опять вернулся в Бастилию. На этот раз его заковали в кандалы. Он пал духом. Простудился, перестал принимать пищу, ослаб и готовился к смерти. Тюремный врач распорядился снять кандалы, кормить насильно и разрешить прогулки и чтение. Латюд, оправившись, вновь начал писать. На этот раз это были различные проекты по обустройству жизни офицеров, по образованию запасных хлебных магазинов... Узнав о смерти в 1764 году его главного врага - маркизы Помпадур - Латюд предвкушал свободу. Но ничего не изменилось в жизни заключённого. Он опять написал гневное письмо начальнику полиции и... снова очутился в Венсенне. Решился на побег и ничего умного не придумал как заявиться к королевскому министру герцогу Шуазелю. И... угадайте... Латюда вновь отправили в тюрьму!
Латюд провёл в заключениях целых 35 лет, из которых 7 лет просидел в Бисетре, вместе с сумасшедшими. Да, госпожа Помпадур давно тлела в могиле, и обида, нанесённая ей Латюдом, уже была давно забыта, но тюремная администрация не хотела простить ему троекратный побег и дерзкие письма.
В 1781 году очередной судья решился помочь несчастному сидельцу. Но умудрился потерять рукопись Латюда с описанием всех его несчастий. Случайно, её нашла мадам Легро, жена мелкого чиновника и, прочитав, решила обнародовать. Так, в 1784 году, Жан-Анри де Латюд был освобождён и реабилитирован.
Узника не сломили годы, проведённые в заточении. Вырвавшись на свободу, он прожил ещё целых двадцать лет и скончался в январе 1805 года. Ему было почти восемьдесят. До самой смерти он отличался прекрасным здоровьем, был весел, остроумен и занимался гимнастикой. Написал любопытные "тюремные" мемуары...
Спасибо!
Понравилось? Ставьте лайки подписывайтесь на мой канал Губерния!