Найти в Дзене

Девочка и стихи: как меня чуть не отправили в психушку.

История поучительная, местами странная, местами забавная. Когда я училась в колледже (мне было примерно шестнадцать лет), я проживала непростой подростковый бунт. Как и у всех подростков, у меня был юношеский максимализм и черно-белое мышление: либо всё, либо ничего, либо тебя все любят, либо все ненавидят, никакой золотой середины. К тому же, это особое переменчивое настроение - сегодня я люблю весь мир, а завтра страдаю от тленности бытия. У взрослых людей психологи диагностируют биполярку с такими симптомами, а у подростков с их гормональными всплесками - это норма. Я писала стихи, всегда, с раннего детства, сколько себя помню. И тут ничего не изменилось, просто стихи стали более динамичными и преисполнены драмой. С помощью них я справлялась с трудностями взросления и описывала не свои мысли и действия, а воплощала в образы свои непростые эмоции. У меня были очень теплые, даже дружеские отношения с учителем естественных наук, чего не скажешь о моих отношениях с предметами, которые

История поучительная, местами странная, местами забавная.

Когда я училась в колледже (мне было примерно шестнадцать лет), я проживала непростой подростковый бунт. Как и у всех подростков, у меня был юношеский максимализм и черно-белое мышление: либо всё, либо ничего, либо тебя все любят, либо все ненавидят, никакой золотой середины. К тому же, это особое переменчивое настроение - сегодня я люблю весь мир, а завтра страдаю от тленности бытия. У взрослых людей психологи диагностируют биполярку с такими симптомами, а у подростков с их гормональными всплесками - это норма.

Я писала стихи, всегда, с раннего детства, сколько себя помню. И тут ничего не изменилось, просто стихи стали более динамичными и преисполнены драмой. С помощью них я справлялась с трудностями взросления и описывала не свои мысли и действия, а воплощала в образы свои непростые эмоции.

У меня были очень теплые, даже дружеские отношения с учителем естественных наук, чего не скажешь о моих отношениях с предметами, которые он преподавал. Я - чистый гуманитарий, который всю жизнь объявляет бойкот законам, порядку, аксиомам и т.п. Так вот, среди наших общих интересов была также любовь к поэзии. Он творческий человек, тоже иногда писал свои стихи и рассказы, я изливала чувства на бумагу - вот мы и сошлись на этом. Как-то он уговорил меня показать свои стихи (до этого я их нигде не публиковала и не хранила в общем доступе - это было процессом интимным). И вот, спустя несколько дней, он попросил меня остаться после урока, чтобы серьезно поговорить. Я напряглась и даже не знала, чего ожидать.

-2

За прикрытой дверью аудитории, в полной тишине, учитель подсел ко мне и начал издалека. Сначала я даже не совсем понимала, о чем идет речь. Он философствовал, что жизнь не так ужасна, что в ней есть место добру и светлому, что любовь - она хоть и ранит, но также учит. Что я еще так молода и могу полюбить вновь. Все это, конечно, было интересно, но я смотрела на него с выражением глупой уточки - молча моргала и ждала, когда что-то прояснится. И тут он перешел к главной мысли…

“Я прочитал твои стихи и меня очень тревожит твое психическое состояние”... Вот тут я напряглась: что там такого в моих стихах, чтобы люди переживали насчет моей адекватности?А он продолжил: “Если тебе нужна помощь, я могу обратиться к хорошему специалисту, чтобы он тебя посмотрел”... ШТА??!! Посмотрел на меня? И что он должен увидеть?... Я скукожилась и замялась, почувствовав недоверие к такому знакомому человеку. Все, что я тогда смогла из себя выдавить это фразу “Я чёт не совсем понимаю вас”. Тогда он продолжил мне рассказывать о том, что в нескольких моих стихах о неразделенной любви четко прослеживаются суицидальные мысли и он уверен, что я пишу эти стихи о себе. Ситуация прояснилась и я наконец-то поняла, куда всё ведёт.

-3

Я спокойно и с улыбкой начала объяснять, что эти переживания любви и расставания в стихах - не лично мои истории. Это фантазия, как один из сценариев, который никогда не воплотится в жизнь. Да, будучи подростком, моя эмоциональность была нестабильной и иногда я думала о том, что проще руки на себя наложить, чтобы не чувствовать боли. Но никогда эти фантазии я и не думала реализовать.

От природы есть разные типы людей, кто-то с подвижной нервной системой, а кто-то с более стабильной. Я по своей натуре больше меланхолик, чувствующий, эмоциональный,местами нервный, но с рассудком и психикой у меня все в порядке. Фантазии на то и фантазии, что им не суждено сбыться. Другой вопрос, если ваши мысли стали навязчивыми и тесно сплетаются с реальностью, что вы теряете грань, где правда, где вымысел - тут стоит, конечно, задуматься и обратиться за помощью.

Вот такая история, как из обычных творческих и личностных переживаний меня хотели отправить “провериться” на наличие депрессии и суицидальных наклонностей. В свою очередь могу сказать, что не все стихи прямо отражают решительность и действие человека, иногда это просто гиперболизированная попытка прожить шквал бурных эмоций.

-4

Если вы нашли у ребенка стихи, песни, рисунки или что-то еще, что вызывает у вас тревогу - попробуйте начать с простого и откровенного разговора, все ли в порядке, откуда возникают такие мысли, и нужна ли ваша поддержка. Если ответы ребенка подтверждают ваши опасения - предложите ему обратиться за помощью и найдите профильного специалиста. Перефразирую всем известную фразу З. Фрейда: помните, иногда стихи - это просто стихи.