Са-Ре-Га-Ма-Паа
Са-Ре-Га-Ма-Паа
Са-Ре-Га-Ма-Паа
Са-Ре-Га-Ма-Паа-Да-Ни-Са
Сааааа!! Рееее!! Гааааа!!
По минуте я выдуваю, вытягиваю каждый звук. Сотни раз на дню я проигрываю одну и ту же гамму... Кажется этому нет конца. Впрочем, мои пальцы становятся мягче, слух пластичнее, я все ближе и чутче понимаю красоту, изящество и глубокий смысл индийской раги. Казалось бы – такие простые упражнения...
Когда я прихожу, Кристен заваривает чай и мы долго его пьем и болтаем о всякой ерунде. Потом Шиваратри потягивается, выходит в коридор и возвращается с большим кофром, в котором упаковано десятка два-три флейт. Он раскладывает его на полу, который завален цветастыми ковриками, картинно раскиданными по всей комнате, и пробует несколько флейт нужной тональности... Сегодня он будет играть на этой!!
Мы занимаемся упражнениями, а потом разбираем одну и ту же рагу... Рага Камал. Шаг за шагом, нота за нотой... Вечером я ещё час играю у себя на балконе после чего меня жёстко вырубает. Говорят, что от долгого дутья у музыкантов-флейтистов выдуваются все мозги. И к вечеру у меня действительно мозгов не остается. Да и вообще за последние пару месяцев их сильно поубавилось..
Зато теперь у меня есть настоящая авторская флейта. Когда на первом уроке я достал свою ученическую флейту из Варанаси, маэстро подержав ее в руках скептически скривился и пробасил:
- Хочешь научиться играть? Я найду тебе хорошую флейту... она будет стоить каких-то денег, но я покупаю их только у хороших мастеров и не буду брать с тебя ничего лишнего. Не трать время на ерунду, если хочешь понять, что такое музыка.
У нее чарующий глубокий звук. На ней даже играть не обязательно. Она уже поёт как только я беру ее в руки. Но уж если коснёшься её губами... Мммммм... Мёд, патока, амрита!! Может у меня, конечно, уже крыша поехала или в моей безмозглой голове завелись посторонние? Не знаю.. Но пусть поживут пока! Без них хуже...
Са-Са, Га-Га, Ре-Ре, Ма-Ма...
Са-Ре-Га-Ма-Паа
Са-Ре-Га-Ма-Паа-Да-Ни-Са
Сааааа!! Рееее!! Гааааа!!
А ещё Шиваратри даёт концерты в храмах и, конечно, я прихожу поддержать его и ещё раз послушать чарующую песню индийской раги. Каждое утро я бегу с Хай Бенка на Тапован... Приятная дорога. Однажды я пройду по ней чтобы подняться на холм Канджапури, но пока мой путь гораздо короче.
После занятий Кристен снова приносит нам два стакана сладкой массалы. Мы пьем, болтаем о рагах, о музыкантах, о йогах и аскетах. Он ржёт и сыплет шутками. А я рассказываю о жизни в России, о холодах, о водке и всей той ерунде, о которой привычно и охотно слушают и спрашивают наших соотечественников. Однажды он долго болтает о дыхательной практике пранаямы, необходимой для настоящего флейтиста и уходит далеко в область философии. Начинает вспоминать своих знакомых аскетов из монашеского ордена Джуна Акхара... Я слушаю, хлопаю глазами и... вдруг, у меня слетает с языка:
- Гуруджи, я слышал у Вас есть Учитель в Гималаях... Расскажите о нем!
Мастер остановливается, вытерает платком плешивый лоб, делает глоток чаю и произносит:
- Я, наверное, должен был ждать этого вопроса... Ты хочешь туда поехать? У меня уже были способные ученики, которые рано или поздно задавали этот вопрос. Зачем это тебе?
Я чувствую как две капли холодного пота медленно и предательски стекают у меня между лопаток
- Да, этот Гуруджи живёт в горах в районе Ганготри... Отсюда два полных дня пути на автобусе и ещё дня два пешком. Ты что хочешь стать его учеником?
Его насмешливые ироничные глаза буравят меня с ног до головы
- Если хочешь, я дам тебе письмо с рекомендацией и, возможно, он даже примет тебя.. но разве ты готов отказаться от мира и пойти по пути лишений и аскезы? Не любишь людей? Или тебя кто-то обидел? Девушка, наверное!?... – он лукаво и насмешливо подмигивает, - не переживай, это пройдёт! По-моему, тебе рано покидать этот мир, у тебя много сил и способностей.. ты многое можешь дать другим. Подумай, если что – я дам тебе рекомендацию.
Онемев, я хватаю флейту, спешно прощаюсь и бегу в свою нору на Хай Бэнк... Никогда до этого я не был так близок к тому о чем мечтал с самого детства... Это были детские мечты и фантазии но странным образом они всколыхнули во мне что-то чего я сам не ожидал. Впервые я оказался на пороге выбора.. пусть гипотетического. Меня никто не приглашал, не звал.. но вот она возможность. Дикий восторг перемешанный с ужасом овладевает мной.
Эээээ, брат, да ты чудик, фантазер... Куда тебе в йоги, ты не способен сделать этот шаг... Брось!
Может я и не мечтал вовсе? Может быть была просто очень красивая идея? Может этот йог вовсе и не йог, а факир и обманщик. Мало ли таких? Мало ли что там Райнольд болтал в состоянии аффекта. Но ведь поехать и посмотреть ничего не стоит.. Два дня + два дня.. Сколько я уже в этой Индии времени провёл? Три месяца? Больше? К тому же теперь это рядом... Я даже дорогу знаю.. Почти! Путь открыт! Практически!
Ночь я не сплю, мой мозг стучит и понимает, что ум лихорадочно ищет любые зацепки в этом мире... Я жадно хватаюсь за каждый повод, за каждое оправдание чтобы вернуться в свой мир.. Нет, что-то менять надо, но уйти.. уйти окончательно? Вот предел моей решимости! Куда мне в гималайские йоги?
Ночь далась непросто... А утром я понял, что экзамен на йога я провалил. У меня куча страстей, привязанностей и долгов. Я жажду жизни, а не смерти! Тогда, в детстве и сразу после армии я был лишён всего этого, а теперь... Я только начал жить, вкушать эти радости и не хочу от них отказываться!
Дааа... Экзамен провален. Но теперь я хотя бы знал, что делать! Примерно, но знал...
Весь день я просидел на берегу Ганги и смотрел на её текущие воды...
Надо было собираться и ехать домой, в Москву. Строить новую, ещё непонятную для меня тогда жизнь.
Ещё через день я зашёл к Гуруджи, взял у него ещё один урок, мы попили чаю, славно поболтали и я совершил совершенно искренний и глубокий пранам к его мудрым стопам. Он всё понял, благословил и сказал на прощание: «Не переживай, ты найдёшь то что ищешь рано или поздно! И не забывай упражнения! Будешь в Ришикеше – заходи!»
Вечером я уехал на Шатабди Экспресс в Дели.