Найти в Дзене
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Конец дефициту запчастей?

Оглавление

Рынок меняется стремительно, и так будет еще несколько лет. То, что меньше года назад казалось экзотикой, сейчас прочно закрепилось. Рассказываем, что изменилось в 2022-м и к чему готовиться в 2023-м!

Рынок запчастей в 2023 году

Ажиотаж на автокомпоненты весны и лета 2022 года уже к зиме сменился огромным количеством предложений как оригинальных, так и неоригинальных запчастей. Благодаря параллельному импорту часть продукции покинувших Россию брендов закупается и успешно реализуется. Активно растет доля собственных торговых марок. Эта продукция в основном из Турции и КНР. Ассортимент сократился, но самые популярные запчасти на рынке есть. Раньше полный комплект был у дилеров, сейчас у них есть группа А и Б, и наличие ее непостоянно. Но оригинальные детали есть, просто сейчас их покупают не там, где раньше.

Запчасти частных торговых марок обеспечивают сейчас на 90% автопарка России. Все СТМ можно разделить на 2 основные группы. Первая включает в себя бренды, ориентированные на качество, что влечет за собой не самую низкую цену. Ко второй группе можно отнести до сотни торговых марок, качество и цена которых ниже. К первым можно отнести Patron, Fenox, Lynx, Metaco, группу Carberry, JIKIU.

Отношение к аналогам деталей

Восприятие аналогов практически не изменилось. Часть сотрудников СТО и их клиентов относится к ним нормально, часть, как и раньше, — плохо из-за “религиозных” убеждений. Кто верил в оригинал, продолжает верить.

При этом появился больший выбор качественных недорогих товаров. Раньше существенную долю занимали дорогие аналоги. К их качеству нареканий намного меньше, чем к бюджетным аналогам. Но и у последних есть свой клиент. В 2023-м многие пытаются сэкономить и избегают СТО до последнего, пока машина на ходу. Вот что рассказывает об этом директор по закупкам Игорь Иванов: 
При этом появился больший выбор качественных недорогих товаров. Раньше существенную долю занимали дорогие аналоги. К их качеству нареканий намного меньше, чем к бюджетным аналогам. Но и у последних есть свой клиент. В 2023-м многие пытаются сэкономить и избегают СТО до последнего, пока машина на ходу. Вот что рассказывает об этом директор по закупкам Игорь Иванов: 
"Раньше у нас доля продаж эконом-сегмента было 40%, а теперь 60%. Продажи запчастей премиальных брендов и оригинала составляли до 40%, а теперь 25%. Людей, которые могут позволить оригинал, стало меньше, особенно среди владельцев бюджетных и старых машин. Для обладателей премиальных моделей мало что поменялось, просто запчасти стали дороже. С увеличением продаж эконом-сегмента доля рекламаций практически не изменилась. Это говорит о том, что качество оригинала и премиальных брендов было сильно переоценено по отношению к более бюджетным деталям. Пока эта гипотеза подтверждается”.

Что с оригиналом?

О ситуации с оригинальными запчастями рассказывает директор по работе с поставщиками Ольга Соловьева:

“Основное, на что сейчас ориентируется автовладелец, — это размер кошелька. Да, по многим позициям стоимость деталей откатилась назад по сравнению с летом 2022, но глобально наблюдается подорожание деталей. Отношение к аналогам, безусловно, изменилось и будет меняться — эти запчасти и автотовары в наличии и по разумной стоимости. Многие производители предлагают хорошую ресурсность и расширенную гарантию. Главное — это доверие к продавцу. Будь то розничный или b2b клиент — обращайтесь только к проверенному поставщику!”.

Есть ли китайские запчасти?

У китайских марок, ранее представленных на российском рынке (Chery, BYD, Great Wall), и раньше были проблемы с постпродажным и постгарантийным обслуживанием в силу отсутствия полного спектра запчастей. Повторится ли ситуация с новыми “китайцами” в 2023 году? Рассказывает Ольга Соловьева:

“Голод будет. У китайцев слабые каталоги и в зачаточном состоянии кросс-листы с перечнем аналогов. Эту работу предстоит проделать участникам рынка запчастей  в ближайшее время: заменить, адаптировать, заказать на производствах в свои private label и тд. Мы все только в начале этого пути”.

C китайцами было непросто и до санкций. У дилеров примерно половина китайских запчастей для послепродажного обслуживания на порядок хуже качеством, чем те, что установлены при сборке. Российские СТМ сейчас ускоренно вводят такие запчасти в ассортимент качественных деталей на те марки, которые требуют обслуживания: Geely, Chery, Haval,  Great Wall и тд. В любом случае запчасти найти можно, вопрос — какого качества.

Контрафакт

Большая доля контрафакта наблюдается в оригинальном сегменте и сегменте премиум-брендов. В погоне за быстрой выручкой и высоким спросом активизировались сомнительные поставщики. Как правило, это не крупные и известные дистрибьюторы, а небольшие логистические и торговые компании, так называемые «челноки». Поддельные копии выглядят порой не хуже, чем известный бренд. Распознать его трудно не только автовладельцам, но и профессионалам. Оценить долю контрафакта в текущих условиях невозможно, но, по разным данным, она критически высока именно в «несетевой» рознице. Его продают мелкие игроки на рынках, в небольших магазинах и через интернет.

Остерегайтесь подделок и покупайте запчасти только у проверенных дистрибьюторов и сетей — они дорожат безопасностью клиентов и собственной репутацией. А еще лучше — приезжайте в ЕвроАвто, где про дефицит запчастей не слышали ни в 90-е, ни в в 22-м, ни в 2023-м. Подберем оптимальный вариант на любой вкус и кошелек.