В этом отрывке из своей беседы 1980-х годов "Четыре Евангелия" отец Ричард Рор размышляет о том, что значит следовать за Иисусом:
Сразу же после искушения в пустыне Иисус отправляется в Галилею и там начинает проповедовать. Его начальная проповедь сводится к стиху: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие" (Матфея 3:2; Марка 1:15).
Это теологически насыщенное заявление. Что означает слово "покайтесь"? Прежде всего, это не значит корить себя или плохо себя чувствовать.
"Покаяться" (или метанойя по-гречески) означает повернуться, измениться. Первое слово, которое звучит из уст Иисуса, это "измениться" - будь готов измениться.
Люди, которые не готовы меняться, не готовы отвернуться от себя. То, во что мы обычно влюблены, - это не Бог. Мы влюблены в свой образ мышления, свой способ объяснять, свой способ делать. Один из величайших способов защитить себя от Бога, а также от истины и благодати - это просто купиться на какую-то дешевую условность и назвать ее традицией.
Но великие традиции всегда зовут людей в путешествие веры, чтобы они продолжали меняться. Нет другого способа, чтобы человеческая личность могла открыться всему тому, что Бог просит от нас. Мы никак не сможем открыться всему, чему нам предстоит научиться, что нам предстоит пережить, если не будем готовы отпустить вчерашних идолов и идолов сегодняшнего дня. Лучшая защита от следующего слова Бога - это последнее слово Бога. Мы берем то, что услышали от Бога в прошлом году, и строим вокруг этого целую систему, а потом сидим так до конца жизни.
Сразу же после начала проповеди Иисус призывает своих первых четырех учеников. То, как я вижу преображение людей сегодня, точно не происходит так быстро. Иисус просто говорит: "Следуйте за мной", и тут же они оставляют свои сети и следуют за ним (Матфея 4:20). Возможно, так оно и было; я не хочу утверждать, что это не так. Но я хочу сказать, что истинный ученик будет иметь такую готовность. Я бы скорее подумал, что это был процесс нескольких бесед в течение нескольких недель. И Иисус сказал: "Эй, я тут кое-что затеял. Хочешь ли ты стать частью этого? Давай пойдем".
Надеюсь, мы понимаем, что все мы призваны к ученичеству точно так же. Мы надеемся, что наступит момент, когда мы будем готовы отпустить наши сети. Что такое наши сети? Наши системы безопасности. Рыбалка - это экономическое средство к существованию Симона и Андрея, и Иисус говорит, что нужно отпустить это. Он говорит: "Я научу вас ловить рыбу по-новому, ловить рыбу для людей" (Матфей 4:19). Он имеет в виду, что собирается дать им новое призвание. Что Бог просит нас делать? Куда Бог просит нас пойти?
——————
Адаптировано из Richard Rohr, The Four Gospels (Albuquerque, NM: Center for Action and Contemplation, 1987).