Ребёнок вырастает и становится подростком. Последнее слово ничего особо не обозначает, кроме того, что ваш ребенок в своём росте перешёл некую незримую грань, когда он становится способным иметь своё мнение, не совпадающее с родительским и – главное – способен аргументированно отстаивать его. Под аргументированностью можно понимать не строгую логическую цепочку, безусловно доказывающую его правоту, а просто возражения подростка, которые для родителей не являются «смешными» и с которыми нужно серьёзно работать.
«Серьёзно работать» - не значит опровергать их. Это значит – понять ту картину мира, которая сейчас присутствует в голове у вашего ребёнка и учитывать её сейчас и впредь. Это означает, что процесс формирования мировоззрения у подростка вышел новый уровень, когда тем, что откладывается у него в голове, он делится с родителями. Если есть диалог, пусть даже в конфликтном варианте - это хорошо. Гораздо хуже, когда эти же процессы протекают в полном молчании и родители не могут "достучаться" до ребёнка.
Дети вообще живут в другом времени, нежели взрослые. Они живут в мире, где время течёт очень быстро. Для нас проходит пять минут, а для них – намного больше. Утром, собирая малыша в садик, вы едва успеваете приготовить еду, накормить, одеть его и отвести к нужному времени в группу.
Малыш же успевает поиграть с зубной щёткой при чистке зубов, посадить своих мягких друзей за стол, «приготовить» им еду и накормить их, полистать журнал и полюбоваться картинками, собрать подарки для друзей в садик, поиграть в мяч, с воздушным шариком и сделать ещё с десяток дел. И всё это – за 10-20 минут.
Подросток тоже живёт в этом времени. Он за один день может влюбиться и разлюбить. Он может «на смерть» поссориться с лучшим другом и помириться с ним. Он может придумать «гениальную идею», понять, что она на самом деле ерундовая, а потом найти новые аргументы за её гениальность. Можно себе представить степень обнажённости его души и что он испытывает от соприкосновения с не всегда дружелюбным миром.
А мы, родители, успеваем за ним? Или способны только указывать ему на бардак в его комнате, разбросанные носки и не выученные уроки?
Разве не очевидно нам самим, что к порядку ребёнка нужно приучать, пока он укладывается вдоль лавки, а когда наступает пора «поперёк», то это делать уже поздно.
Разве не понимаем мы сами в глубине души, что школа, уроки – должны быть для ребёнка аналогом его «работы», что он должен сам делать уроки и сам учиться в школе. Если начинается «из-под палки», то значит мы что-то упустили в процессе жизни с нашим ребёнком.
Очень большая проблема – наше желание выучить ребёнка, чтобы он получил образование и не желание ребёнка трудиться. Да, его можно заставлять трудиться, но если это делать систематически в течение нескольких лет, то это будет не жизнь, а сплошная борьба.
Снова мы натыкаемся на то, что прививать любовь (или не любовь, а необходимость) к труду нужно, пока ребёнок не стал тем, кого мы называем подростком.
Эта статья не нравоучительной направленности, это попытка в очень коротком материале поставить вопросы и попытаться осмыслить проблемы.
Мы вынуждены жить в современном обществе, которое не очень комплиментарно к родителям, наоборот, подростку внушается мысль, что он личность, человек, должен требовать к себе уважения и отвергать любые попытки давления.
Насчёт уважения - согласен, а насчёт "отвержения" давления - нет.
То, что жизнь – в массе своей - стала несоизмеримо легче, чем, скажем, 150 лет назад – это очевидно. Раньше семьи были больше, обязанностей на детей падало больше, они вырастали на примере старших братьев и сестёр, которые не ковырялись с утра до ночи в ноутбуке, а что-то делали. Получить образование было трудно, особенно не богатым, поэтому был престиж образования и дети понимали, что нужно трудиться, чтобы получить его, образование.
Человек склонен меньше ценить то, что даётся ему без труда, нежели то, чего он вынужден добиваться. Сетовать на общество, конечно, можно, но – не продуктивно, ибо само по себе оно не вернётся назад. Значит, мы должны подстраиваться под его нынешнее состояние и искать пути преодоления проблемы «отцов и детей».
С обществом можно и бороться, желающие берут флаг, барабан, перо и - вперёд.
Далее опубликую несколько мнений разных педагогов, психологов, посвящённых проблеме общения нас с подросшими детьми: как делать так, чтобы сохранить хорошие, доверительные отношения с ними и – с другой стороны – подготовить их к успешной жизни в современном обществе.
Эта тема - вечная и очень актуальная: чем больше свободы появляется у наших детей, тем больше может возникать разнообразных проблем.