Наступила Масленичная неделя, поэтому впору вспомнить, пожалуй, самое яркое в российском кино изображение праздника Масленицы! А это именно эпизод из фильма «Сибирский цирюльник» 1998 года.
Как снималась эта сцена, и чем вдохновился режиссер Никита Михалков, снимая ее (за что его потом критиковали).
Где это снято
Эпизод с Масленицей снимали в Москве у Новодевичьева монастыря.
Стоял февраль – как и положено – самое время для съемок настоящей русской зимы! Увы, погода подвела. Температура воздуха поднималась до +12 градусов. Необычная для февраля оттепель порушила все планы Михалкова, поэтому пришлось справляться собственными силами.
На место съемок завезли тонны искусственного снега, а пруд, на котором проходили кулачные бои, покрыли сухим льдом и поливали его жидким азотом — чтобы актеры не провалились под воду!
Киноляп или нет?
Особо внимательные зрители заметили кучу киноляпов – начиная от от покраски стен Кремля, заканчивая яблоками в Сибири. Не укрылись от дотошных зрителей и разноцветные надувные шарики на ярмарке в праздник Масленицы. Откуда они могли взяться в 1895 году?
Если копнуть в историю, то первые шарики появились в Лондоне в 1847 году – это были водородные шары. Гелиевые изобрели только в 1922 году. В теории, конечно, в царской России 1895 года шарики на ярмарке вполне могли бы быть, но выглядеть они должны были, скорее всего, по-другому.
Мистическое вдохновение
Чтобы вдохновиться на съемки «Сибирского цирюльника», Никита Михалков отправился в Красноярск, в дом своего прадеда, знаменитого художника Василия Сурикова. Режиссеру разрешили переночевать в этом доме, и ночка вышла очень неспокойной: Михалков постоянно слышал какие-то потусторонние звуки и кряхтенье, из-за чего проворочался всю ночь, заснув лишь к утру. Тем не менее, проспав всего пару часов, Никита Сергеевич ощутил необычную бодрость.
Та ночь не прошла для него даром. Во время подготовки сцены Масленицы режиссер наконец-то понял потаенный смысл, по которому что-то привело его в ту ночь в дом великого прадеда. И тогда он решил использовать именно ту суриковскую насыщенность цветов, сочность деталей, палитру красок и энергию. По его мнению, именно это и должно было быть отражено в эпизоде народного гуляния.
Картина Сурикова "Взятие снежного городка:
Эпизод кулачного боя из фильма "Сибирский цирюльник":
Эпизод Масленицы в «Сибирском цирюльнике» действительно вышел очень красочным и живым – как и картины Василия Сурикова. Однако после выхода фильма в прессе Михалкова раскритиковали, и именно за эпизод с Масленицей – журналисты и критики назвали его «лубочным» и очень стереотипным – «клюква», как сейчас говорят.