Найти тему
11 ЭКЮ

Кто достоин быть министром по версии древнеиндийской Артхашастры

В древнеиндийском политическом и экономическом трактате, составителем которого считается Каутилья — главный советник императора Чандрагупты (321—297 года до н. э.) дается много советов правителю. В том числе и по поводу того, каких людей назначать правителю.

Кто-то таким себе представил Каутилью
Кто-то таким себе представил Каутилью

Во-первых, Каутилья считал, что министры действительно нужны. А главная их цель - указывать границы дозволенного правителю. Они должны отвращать его от опасных положений, отвлекать от того, когда он тайно предается увлечениям.

Так кого следует назначать министрами. Для того, чтобы сформулировать ответ, составитель Артхашастры дает несколько версий, и у каждой из них свой представитель.

Версия первая озвучивается от имени древнего мудрого царя Канинки Бхараваджи. Тот, якобы, утверждает, что надо министрами ставить своих соучеников (одноклассников и однокурсников, - прим. 11 ЭКЮ). Ведь государь знает их честность, их пригодность к делу, сможет им доверять. Да, плюсы очевидны.

-2

Но с ним не согласен Шива, именно ему приписывается опровержение в том духе, что эти люди будут к нему пренебрежительно относиться. А вместо них надо делать министрами тех, с кем есть общие тайные дела. Они не предадут его, ведь он знает, что за ними сокрыто.

Это мнение находит оппонента в лице мудреца Парашары. В качестве минусов заявляется тот факт, что подельники, в свою очередь, тоже много чего знают о тайных делах правителя и и ещё непонятно кто кем будет управлять. Скольким людям царь откроет свои тайны, от стольки он и будет зависим. Министрами, говорит Парашара, надо ставить тех, кто поможет правителю в минуты опасности.

Мудрец Нарада, тот, что сын Брахмы не согласен, ведь это лишь преданность. А требуется еще, как минимум проявление ума. А значит министрами следует выбрать тех, кому были получены дела по экономическим вопросам, и они выполнили их с избытком. Они уже проявили свою пригодность.

-3

А Бхишма говорит, что такие люди не обладают иными важными качествами. Министрами, по его мнению, должны быть те, чьи отцы и деды были министрами, так как они понимают это дело. Такие люди не покинут правителя, благодаря близкому знакомству, как коровы, которые не уходят в другое стадо, а остаются со своим.

Но древний учитель политики Ватавьядхи упреждает от такого. Считает, что эти люди, забрав всё, станут сами поступать как господа. Поэтому, назначать надо новых, просто опытных в политике людей. Такие будут со страхом взирать на правителя и не предадут.

Мудрец Индра же считает, что надо не только в теории разбираться, но и практикой владеть. А поэтому выбирать надлежит людей благородного происхождения, обладающих умом, честностью, мужеством, преданностью. Всё потому, что достоинства важнее всего остального.

Правитель Чандрагупта Маурья, у которого работал Каудилья. Источник: steemitimages.com
Правитель Чандрагупта Маурья, у которого работал Каудилья. Источник: steemitimages.com

Так что же сам думает автор Артхашастры? А он считает, что всё это вполне подходит. Каутилья говорит, что пригодность человека создается из двух компонентов: пригодности к делу вообще и пригодности к этому делу (специальная пригодность).

А что вы считаете? Из кого вы выбирали бы себе министров? Как проверяли бы на пригодность к делу?

Как русские и индийцы читают литературу друг друга
11 ЭКЮ
30 января 2020

Ставьте лайк, подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.