Найти тему
Дизайн с Алексом Маком

Самая знаменитая картина Александра Ивановича Лактионова "Письмо с фронта". Смотрим вместе.

Шла Великая отечественная война. Известный советский художник и уважаемый преподаватель Академии художеств Александр Иванович Лактионов вместе с другими сотрудниками был эвакуирован в город Самарканд. Однако вскоре он переехал в город Загорск. Практически все взрослое мужское население городка было мобилизовано на фронт. Оставшиеся жили в постоянном ожидании весточек от воевавших мужей, братьев и отцов. Глядя на эту жизнь у художника зародилась идея будущей картины, которая прославит художника. Задумка картины и ее главная идея уже созрели в голове художника, но он не мог придумать, как лучше воплотить задумку и представить зрителю...

Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. 225 × 155 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. 225 × 155 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

На воплощение идеи на холсте ушло почти два года. Художник долго не решался приступить к написанию картины. Однажды ясным днем 1943 года Лактионов увидел раненного солдата, который возвращался с фронта после лечения. Он нес письмо сослуживца для родных и искал в городке родственников солдата. Он был ранен и возвращался из госпиталя, шел хромая, опираясь на палку. Художник провожая его по нужному адресу, разговорился с ним о войне, о приближающейся неизбежной Победе и ожидании встречи со своими родными. Их сразу обступили жители городка, ведь в каждой семье ждали весточку от своих родных. Ведь письма с фронта читались всеми, вслух, не стыдясь своих чувств...

Фрагмент
Фрагмент

После этой встречи художник принялся за работу. Художник навсегда сохранит на картине тот солнечный день, ту радость от встречи и чувство надежды, переходящее в настоящую уверенность в Победе. Ведь по-другому и быть не могло. Художник работал над картиной только в солнечные дни, чтобы как можно реальнее передать свет, тень, яркие летние краски и те чувства, котрыми светится картина и сегодня. В ней невероятно много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена случаются незабываемые минуты настоящего счастья...

Фрагмент
Фрагмент

Эта картина должна была стать центром экспозиции в Третьковской галерее в 1947 году. Экспозици была уже оформлена, когда перед открытием проводился осмотр специальной комиссией. И на этом этапе к картине появилось множество вопросов. Непонимание касалось тех вещей, на которые мы сегодня меньше всего обращали бы свое внимание. Неужели именно так должны были выглядеть на картине советские люди? Почему же такое полуразрушенное крыльцо и прогнившие полы в обычном советском доме и почти осыпавшаяся штукатурка? Почему люди так бедно не очень красиво одеты?

Картину за несколько часов до открытия экспозиции перевесили в небольшой зал Третьяковки. Но всенародная любовь к этой картине была неудержимой. Книга отзывов была переполнена благодарностями зрителей. Казалось, что люди идут и идут, чтобы увидеть "Письмо с фронта". Когда все эти записи передадут в Министерство культуры, отношение к картине уже изменится. Действительно, на картине была вся правда жизни, надежды, настроение того времени. Лактионов изобразил саму жизнь... Эти старые рассохшиеся полы - это не позор, а показатель того, что все силы были брошены на борьбу, на алтарь Победы, а счастливые люди - это те самые лица Победы. Это лица людей-победителей. Посмотрите на лицо этого мальчика - он получил самую важную весть с фронта... Его отец - жив. Лактионов получил за эту работу главную награду в СССР - Сталинскую премию первой степени...

Фрагмент
Фрагмент

Эта потрясающая, очень светлая картина заставляет нас вместе с героями надеяться и верить в чистое будущее, в ней свет солнечного дня – это торжество мира и справедливости. В ней так много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена мы будем всегда верить в Победу...

Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. 225 × 155 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. 225 × 155 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ну пока писать оставляю. Вы тоже, будьте бодры, не забывайте подписаться, оставить мне послания, не стесняйтесь - любые Ваши записи будут полезны для канала. Остаюсь, Ваш автор...