INTER ARMA SILENT LEGES (лат.: СРЕДИ ОРУЖИЯ ЗАКОНЫ МОЛЧАТ) - так Цицерон оправдывает человека, убившего в схватке, зачинщиком которой он не был, своего политического противника («Речь в защиту Тита Анния Милона»).
Всё чаще в средствах массовой информации упоминается термин–частные военные компании (далее-"ЧВК"). Несмотря на то, что информационное поле перенасыщено упоминаниями о ЧВК, мало кто понимает, что это такое, каким правовым статусом они обладают, для каких целей создаются, какими полномочиями наделяются. В данной статье мы попытаемся дать некоторые ответы на эти неоднозначные вопросы и порассуждать, какое влияние это оказывает на современное мировое сообщество.
Краткая историческая справка:
Первыми прототипами частных военных компаний по праву можно считать группы наемников, сведения о которых доходят до нас еще с первой половины IX века до н. э. Так, Дарий III использовал греческих наемников в войне с Александром Македонским, а Александр Македонский, напротив, использовал тех же греческих наемников в боях против Дария III. Далее, уже в средние века викинги нанимались в личную гвардию византийских императоров.
ЧВК в современном понимании начали активно появляться, и, что важно, регистрироваться во времена «холодной войны» в таких странах, как США, Великобритания, Израиль и ЮАР.
По разным подсчетам в настоящий момент в мире насчитывается порядка 3000 частных военных компаний.
Понятия ЧВК в современном мире:
По мнению доктора права Д. Типлинга, офицера ВВС США, советника по связям с законодательными органами ВВС, частные военные компании — это «корпорации гражданских служащих, осуществляющих на основе заключенного с государством договора военные услуги, сопровождение и поддержку как внутри страны, так и за ее пределами».
В России же еще в 2012 году законопроектом «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ» (который так и не был принят) пытались установить, что частные военные компании представляют собой военные компании, имеющае специальное разрешение (лицензию) для оказания на договорной основе военных услуг иностранным юридическим лицам в иностранных государствах.
Виды ЧВК:
Вопреки общепринятому представлению, что ЧВК — это всегда вооруженные головорезы, стоит сказать, что это не совсем так, иногда частные военные компании больше компании, нежели военные. В настоящий момент различные научные деятели выделяют следующие разновидности военного подряда:
• логистические военные компании (решают вопросы тылового снабжения, постройки различных военных сооружений и технического обеспечения);
• консалтинговые военные компании (предоставляют услуги консультативного характера и занимаются подготовкой кадров);
• военные компании, предоставляющие услуги военного характера (тут мы имеем дело с ЧВК в классическом понимании).
Отметим, что ЧВК, предоставляющие услуги военного характера, часто могут включать в свою деятельность и логистику, и консалтинг, и охватывать весь спектр потребностей заинтересованного в их услугах субъекта.
Правовой статус и правовое регулирование:
В связи с тем, что в российских реалиях феномен коммерческих военных объединений является относительно новым и развивающимся, стоит сначала изучить вопрос правового регулирования деятельности ЧВК на примере наших иностранных партнеров, где данный феномен появился несколько раньше.
Прежде всего, рассмотрим основы международной нормативно-правовой базы, а именно дополнительный протокол II Женевской конвенции от 12.08.1949 (касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера), в котором была предпринята попытка определить признаки субъекта, выполняющего функцию наемника. В Протоколе установлено, что наемник — это лицо:
• специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
• фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях;
• принимающее участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду;
• не являющееся гражданином конфликтующей стороны;
• не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте.
Внимательный читатель сразу обратит внимание на то, что современные ЧВК не соответствуют вышеизложенным принципам либо в части, либо целиком, и будут абсолютно правы. Дело тут заключается в том, что современные частные военные компании вобрали в себя больше коммерческой составляющей и по своей сути являются такими же юридическими лицами, как и прочие, что в свою очередь выводит их из-под действия Женевской конвенции, касающейся вопросов защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, и иных схожих по своему составу нормативно-правовых актов.
Далее, в 2008 году правительством Швейцарской Конфедерации в сотрудничестве с Международным Комитетом Красного Креста был подготовлен Документ Монтрё, где были изложены 70 рекомендаций по регулированию деятельности частных подрядчиков в зонах военных конфликтов, а уже в 2010 году был подготовлен Международный кодекс частных военных компаний. Оба документа несут сугубо рекомендательный характер и не подразумевают прямых санкций за нарушение их положений.
Рассмотрев международные НПА в отношении деятельности ЧВК, можно сделать вывод, что подобные структуры находятся в «серой зоне» международного права и на практике деятельность военных подрядчиков регулируется только местным законодательством стран, в которых они зарегистрированы или ведут свою деятельность, а в некоторых случаях и вовсе не регулируются.
Анализируя российское законодательство, мы можем видеть схожую ситуацию. Деятельность ЧВК не регулируется со стороны государства. Тем не менее, попытки решить этот вопрос неоднократно предпринимались. Так в Государственную Думу уже дважды вносились проекты федеральных законов «О частных военных компаниях» за авторством депутатов Алексея Митрофанова и Геннадия Носовко, которые были рассмотрены в 2012 и 2014 годах, однако, на тот момент данные законопроекты не нашли поддержки у других депутатов.
Сейчас же, по состоянию на 2023 год, этот вопрос стал снова остро обсуждаться в связи с проведением Россией специальной военной операции на территории Украины и использования там контингента из состава ЧВК, в связи с чем в ближайшем будущем, у нас может появиться возможность стать свидетелями формирования новых правовых норм, направленных на регулирование сферы военного подряда.
*Текст подготовил помощник адвоката Роман Никитенко