Найти в Дзене

Как научиться использовать методику 5 "Почему" в повседневной жизни?

Оглавление
  • Как быстро найти решение жизненной задачи?
  • Как найти глубинную проблему?
  • Как прийти к причине, породившей эту проблему?
  • Как понять в чем состоит проблема на самом деле?

Для этого есть легкий, но продуктивный метод 5 "Почему".

Истинные причины любой проблемы всегда скрываются за слоями мелких, не разрешенных проблем. Человеку свойственно отодвигать на второй план то, что для него не приятно или опасно. Даже если эта опасность надумана прошлым опытом. Данная методика помогает углубиться в себя и лучше понять источник существующих проблем путем ответов на вопросы "почему".

Как правильно отвечать на вопросы "Почему"

Число пять в данном случае считается самым оптимальным количеством. Но если в каком-то отдельном случае потребуется задать большее или меньшее число вопросов - это разрешено.

При использовании методики стоит помнить как правильно отвечать на вопросы.

  • Ответ на вопрос должен быть реальным фактом, а не выдумкой или предположением. Поэтому стоит каждый раз проверять себя, задавая вопрос: Есть уверенность, что мой ответ является фактом?
  • Человек должен хорошо разбираться в вопросе на который он отвечает.
  • "Движение" должно быть двухсторонним. В одну сторону вопрос "Почему" и ответ на него. В обратную сторону: Ответ, поэтому Вопрос. А затем проверка его на логичность данного утверждения.

Ответить на первые вопросы не составляет труда, зато каждый новое "Почему" заставит все более задуматься и углубиться в проблему. Когда на очередное "Почему" не получается найти ответ, который удовлетворяет требованиям правильности, значит либо коренная причина уже найдена, либо уровень профессионализма в данном вопросе был исчерпан. По моим наблюдениям/убеждениям коренная причина также состоит из отрицательной эмоции, основанной на каком-либо ранее пережитом событии. Это также стоит учитывать.

Стоит помнить: когда найдено решение для устранения глубинной проблемы, его стоит проверить подходит ли оно под требование "обратного" движения. Другими словами, если решение будет реализовано, тогда изменить проблему в сторону желаемого результата?

Посмотрим как это можно применить

Возьму один из личных вопросов "первого плана". Ребенок отказывается общаться со сверстниками.

1. Почему ребенок отказывается общаться со сверстниками?

Не научился.

Не научился общаться, поэтому отказывается вступать в контакт.- Логично.

2. Почему не научился общаться со сверстниками?

Мы с ним почти никогда не выходили гулять во двор. Прогулки у нас представляют собой походы по парку. На одном месте не сидим. При этом достаточно часто гуляем с мужем. Все вместе. Мужу достаточно сложно усидеть на месте. Плюс он не любит скопления людей.

Редко выходили во двор, поэтому не научился общаться. - Логично.
Обходили стороной скопления людей, поэтому не научился общаться. - Тоже есть логика.

2.1. Почему редко выходили во двор?

Мне совсем не хотелось гулять. Было желание остаться дома. К тому же зимой было холодно, а летом уже было как-то не привычно. Плюс начала контролировать время (чтобы по минимуму погулять и домой). В результате стало физически сложно стоять.
Плюс ребенок не хотел от меня даже шаг сделать. Самостоятельно играть не хотел.

Мне не хотелось гулять, поэтому редко выходили во двор. - Есть логика.
У ребенка было мало самостоятельности, поэтому редко выходили во двор. - Здесь логики нет.

2.2. Почему обходили стороной людей?

Это вопрос не ко мне. Можно сказать только одно - мы оба внесли свою лепту. Но разбираться я буду только со своей составляющей.

3. Почему не хотелось гулять?

Когда ребенок родился, хотелось отдохнуть, чтобы муж погулял с ним самостоятельно. Он боялся, а мне хотелось отдыха. Ходили гулять все вместе. Без него, наверное, вообще бы не гуляла.

Хотелось отдыха, поэтому не хотелось гулять. - Логично

4. Почему хотелось отдыха?

Морально уставала от ребенка. Хотелось побыть одной, без него, хоть сколько-нибудь времени.

Морально уставала, поэтому хотелось отдыха. - Да, бывает такое.

5. Почему морально уставала?

Муж говорил, что мне стоило бы больше знать о ребенке. Что с ним делать. Я это расценивала как упрек в мою сторону. Некоторая обида тут присутствовала.

Муж упрекал, поэтому морально уставала. - Вполне возможно.

Можно трансформировать обиду и посмотреть что из этого получиться, можно попробовать пойти дальше и посмотреть что там. Например...

6. Почему муж упрекал?

Ему хотелось отдыха, спокойной обстановки.

Мужу хотелось отдыха, спокойной обстановки, поэтому упрекал. - Вполне логично.

Эти вопросы уже идут с эмоциями вместе. Смешно и злит. На насмешку похоже.

7. Почему мужу хотелось отдыха и спокойной обстановки?

Видимо были свои внутренние установки, которые он к тому же решил передать мне. Смог меня убедить и я посчитала это нормальным, подумала, что реально плохо справляюсь с обязанностями мамы. Была загнана в чувство вины.

Повлияли внутренние установки.

Думаю, что это прямо в точку. Так что на этом остановлюсь. Надо проработать обратный маршрут.

Своим обратным маршрутом и результатами постараюсь поделиться в следующих статьях.

А вы пробовали использовать данный метод в своей жизни? Получилось ли продуктивно проработать какой-либо вопрос? И прийти к верному решению, а затем и к решению поставленного вопроса?