Заинтригованы? Тогда продолжим. К строительству дворца в разные годы были причастны величайшие архитекторы империи: Савва Чевакинский, Иван Старов, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин...все те, кто строил царские дворцы.
А Александра Сергеевича Пушкина помните? Вот именно этот портрет, что всплыл в вашей памяти, был написан Орестом Адамовичем Кипренским в мастерской в этом доме. Хозяева были очень гостеприимные и благоволили деятелям искусства.
А еще семья, владеющая дворцом, была настолько близка к Романовым, что все императоры и императрицы были вхожи в этот дворец.
У этого дома несколько имён, возможно вы слышали их: Фонтанный дом, Дом музыки, и, наконец, Шереметевский дворец. Хозяева - богатейший графский род Шереметевых, не называли свой дом дворцом, для них это была загородная резиденция.
История дворца началась в тот момент, когда Петр Великий, не желая отпускать от себя своего ближайшего сподвижника Бориса Шереметева, во-первых, специально для него придумал титул графа, во-вторых, настойчиво рекомендовал жениться, а в-третьих подарил землю на безымянном берегу реки для строительства загородного дворца.
Сейчас, конечно, это забавно осознавать, но в начале 18 века берега сегодняшней Фонтанки были далеким загородом, а вся деловая жизнь происходила на Васильевском острове. Земли на отдаленных окраинах царь раздаривал знати для того, чтобы они застраивали неразвитые части будущей столицы.
У Шереметевского дворца было много этапов строительства: каждое из пяти поколений рода перестраивало его под свои нужды. Кто-то строил домовую церковь, кто-то - домашний театр, а кто-то застраивал сад доходными корпусами. Каждому времени и поколению - свои новшества и архитектурные тренды. Поэтому фасад дворца в модном в середине 18 века стиле барокко, а интерьеры уже в классическом стиле, потому что обновлялись в середине 18 века.
Последним хозяином дворца был граф Сергей Дмитриевич Шереметев, крупнейший землевладелец и общественный деятель. С удивлением узнала, что в честь него была названа железнодорожная платформа «Шереметьевская», по названию которой, в свою очередь, впоследствии был назван аэропорт Шереметьево. Получается, что самый крупный в России по пассажиропотоку аэропорт назван в его честь!
А еще Сергей Дмитриевич добровольно согласился на национализацию дворца, но только при условии, что в нем создадут музей. И действительно, в дворце был открыт Музей дворянского быта, но просуществовал он недолго. Как и многие другие "дворянские гнезда", дворец постигла та же судьба: собрание расформировали по разным музеям, а само здание отдали в введение казенных учреждений. Интерьеры были уничтожены и перестроены (растерялась, какой порядок правильный?).
Здание и прилегающие территории получили значительные повреждения при артобстрелах во время Великой Отечественной Войны. В 1945 г. задача по восстановлению и поддержанию работоспособности Шереметевского дворца поручена расположившемуся в его стенах Исследовательскому институту Арктики и Антарктики.
В конце 20 века было решено восстановить здание и реконструировать интерьеры Фонтанного дома. Сейчас во дворце расположена четвертая в мире коллекция музыкальных инструментов разных эпох "Дома музыки" и восстановлена анфилада парадных залов. И именно они являются предметом моего интереса. Прогуляемся?
Мраморная парадная лестница. На стене - портрет первого хозяина дома, фельдмаршала Российской империи, графа Бориса Петровича Шереметева. Вазы из белого мрамора работы Джакомо Кваренги.
Оружейный зал уже не тот. При Шереметевых в зале хранилась обширная коллекция оружия, но была утрачена в первые годы после национализации. Сейчас зал используется для проведения концертов и иных мероприятий.
Жемчужина дворца - белый зал. Потрясающей красоты интерьер с великолепной акустикой, за что очень ценился музыкантами, которые здесь часто бывали и даже работали.
Хозяева дворца всегда были очень гостеприимны, особенно к деятелям искусства и благоволили его развитию. Например, по легенде, в аванзале была организована мастерская художника Ореста Кипренского, где был написан самый известный портрет А.С. Пушкина, тот самый из учебника по литературе.
Отдельной страстью семьи был театр, который Петр Шереметев создал в 1760х из крепостных, но очень талантливых актеров. Располагался театр в Московских имениях Шереметевых: сначала в Кусково, позже в Останкино. Репертуар театра включал в себя 100 постановок: оперы итальянских, русских, французских авторов; балеты, комедии, лирические трагедии. Зрители, в том числе императоры, отмечали роскошность и изобилие сценографии.
Коллектив театра состоял из 200 крепостных, из них: блиставшая на сцене крепостная актриса Прасковья Жемчугова, которая попала в театр Шереметевых ещё в 7 лет и впоследствии стала женой графа Николая Петровича Шереметева и жила в этом дворце.
Из аванзала через дуговую комнату (куда же без ротонд в 19 веке!) мы попадаем в античную гостиную или серебряную столовую. При первых поколениях Шереметевых, стены интерьер украшала коллекция подносных (тех, которые не стыдно преподнести в подарок) серебряных блюд. Сейчас тут выставлен рояль Николая I из красного дерева.
Брак графа с крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой был как из сказки: принц, преодолев все препятствия и получив разрешения у царя женился на Золушке! К сожалению, ни Золушку, ни ее сына петербургский свет так и не принял. Супруги прожили счастливую жизнь, но Петербургский климат надломил здоровье актрисы и спустя 6 лет, она умерла, оставив супругу сына, незавершенный странноприимный дом - больницу, где оказывали помощь всем нуждающимся и домовую церковь во дворце в Петербурге, которую построил и оформил друг семьи - Джакомо Кваренги. При Шереметевых это была общегородская церковь, куда мог зайти любой житель города. Самые потрясающие воспоминания о ней оставил композитор Ференц Лист: он плакал от пения хора мальчиков, который состоял из учеников петербургской капеллы (ее тоже основали Шереметевы).
Сейчас церковь частично восстановлена, но алтарь было принято решение не воссоздавать. В церкви всегда играет музыка и создает торжественное настроение. Или мне показалось?
В проходной комнате от церкви к последующим парадным интерьерам расположен интересный объект: крест «Монте Дженерозо» (итальянский - "гора щедрости") — дар известного швейцарского художника, писателя-сказочника, ювелира и философа Вилли Инауэна. Вообще, хранители дворца очень гармонично вписывают современные произведения в исторические интерьеры.
Далее мы попадаем в большую анфиладу парадных залов. И первый стоящий интерьер: белая гостиная в стиле итальянского возрождения. Великолепный интерьер дополняет свадебный мебельный гарнитур, который был подарен на свадьбу принца и Золушки Прасковьи Жемчуговой и графа Николая Шереметева.
В зале также выставлены интересные с исторической зрения музыкальные предметы: изящное, украшенное каменной мозаикой, пианино Зинаиды Юсуповой, и рояль Антона Рубинштейна - талантливого пианиста и создателя первой петербургской консерватории.
Просто лепная гостиная просто поражает своим убранством, поэтому просто наблюдайте.
Жёлтая гостиная служила музыкальным салоном при Анне Сергеевне Шереметевой. Здесь играли на музыкальных инструментах величайшие таланты своего времени. Доказательством того служит рояль, принадлежавший Михаилу Ивановичу Глинке. Согласно легенде, именно на нем были созданы те самые оперы композитора.
Этрусская гостиная служила местом, где пели. Акустика интерьера с каменными стенами более благоприятна именно для этого искусства.
Кабинеты графа и графини. Парные интерьеры оформленные в насыщенных цветах: изумрудном и малиновом.
Далее в залах расположилась коллекция музыкальных инструментов. Четвертая в мире и первая в России по количеству предметов. Экспонаты очень интересные, много интерактива. На такую выставку нужно прийти отдельно, есть тематические экскурсии. Возможно, я так и сделаю, ибо заинтригована.
На самом деле Шереметевский дворец наполнен большим количеством интереснейших и уникальных предметов. Музею в разное время дарили свои частные коллекции друзья: живопись, фарфор, бронза, ювелирные предметы, очень похожие на Фаберже.
Резюмируя, продолжаю настаивать, что Петербург прекрасен в любой сезон и погоду. Просто нужно знать, куда идти и что смотреть. Мой марафон #незимнийдворец как будто создан специально для хмурых дней. Ведь когда гуляешь по такой красоте, неважно что на улице: мокрый снег, буран или ледяной дождь.
Наслаждайтесь Петербургом!
Ваш дорогой гид, Анастасия Боброва