Найти в Дзене
Фёдор Кузьмин

Самая страшная железнодорожная катастрофа в истории Беларуси. Лукашенко хотел уйти в отставку после этой катастрофы....

Каждая крупная техногенная катастрофа в большинстве случаев происходит из-за роковой случайности и халатности виновных. Столкновение железнодорожных составов на станции Крыжовка в мае 1977 года стало одной из самых трагических страниц в современной истории Беларуси. Переполненный электропоезд на платформе на большой скорости столкнулся с пассажирским поездом. О раздавленных вагонах и людях в Крыжовке помнят, но говорят очень неохотно. 2 мая 1977 года на станции Крыжовка пассажирский поезд № 0280 Гродно - Орша столкнулся с задней частью поезда № 548 Олехнович - Минск. Согласно документам уголовного дела, рассмотренного Уголовной палатой Верховного суда, в результате этого столкновения погибли 22 человека, еще восемьдесят два человека получили травмы различной степени тяжести. 1 мая 1977 года в республике торжественно отмечался День международной солидарности трудящихся. Жители Минска, уставшие от демонстраций, массово переехали из города в первые дачные поселки, в том числе в Карловку,

Каждая крупная техногенная катастрофа в большинстве случаев происходит из-за роковой случайности и халатности виновных. Столкновение железнодорожных составов на станции Крыжовка в мае 1977 года стало одной из самых трагических страниц в современной истории Беларуси. Переполненный электропоезд на платформе на большой скорости столкнулся с пассажирским поездом. О раздавленных вагонах и людях в Крыжовке помнят, но говорят очень неохотно.

2 мая 1977 года на станции Крыжовка пассажирский поезд № 0280 Гродно - Орша столкнулся с задней частью поезда № 548 Олехнович - Минск. Согласно документам уголовного дела, рассмотренного Уголовной палатой Верховного суда, в результате этого столкновения погибли 22 человека, еще восемьдесят два человека получили травмы различной степени тяжести.

-2

1 мая 1977 года в республике торжественно отмечался День международной солидарности трудящихся. Жители Минска, уставшие от демонстраций, массово переехали из города в первые дачные поселки, в том числе в Карловку, расположенную в 20 километрах от Минска. Если первый день мая был еще довольно прохладным, то на второй день температура поднялась до 30 градусов. Отдыхающие хлынули на дачи и воспользовались дополнительным выходным днем, который выпал на понедельник. Пригородные поезда перегружены, но надежно доставляют горожан к местам отдыха. Геофизическая станция Белорусской железной дороги направляет предупредительную телеграмму всем ответственным работникам в связи с потеплением рельсов до 40 градусов.

При превышении этого значения звенья направляющих у фонарей замыкаются и мешают автоматической блокировке. Рельсы на границах секций не должны замыкаться. Вблизи переезда установлены светофоры, которые соединены с рельсами через цепь. Когда поезд проезжает границу участка Благ, лента замыкает цепь, и на светофоре автоматически включается запрещающий сигнал. Через несколько минут после того, как поезд проехал следующий участок Благ, загорается зеленый свет и информирует о безопасном пространстве для движения поездов. Система полностью автоматизирована, что исключает человеческий фактор. Диспетчер и дежурные только следят за движением поездов, а дорожные эксперты поддерживают системы в идеальном рабочем состоянии.

Во время подхода к Рыжов-Ки днем 2 мая произошел отказ фонаря I. Было очень жарко. Как выяснилось позже в ходе расследования, высокая температура вызвала замыкание краев изоляционного элемента на сигнальной точке семь 1702. В результате свет на светофоре загорелся красным. Сигнал также поступил на табло. Индикатор на пульте сигнального табло показал, что секция не занята должным образом, то есть произошла неисправность в оборудовании автоматики. Елена Брунелло, дежурившая на ветке Крыжовской линии, сначала вызвала к месту неисправности электромонтера Николая Кухарева, затем бригадира Зернова на Петрикском тракте и бригадира Шаховичской линии. Однако дежурному диспетчеру по поезду в направлении Молодечно не сообщили.

Кухарев немедленно выехал из деревни Ждановичи, где он жил, на мопеде к месту проблемы. Он попросил, чтобы ему помогли сделать это Петрик и бригадир путейцев Шахович. Чтобы восстановить работоспособность светофора, пришлось отключить линии и уложить на переезде изоляционный материал. Чтобы не задерживать движение поездов, Кухарев открыл релейный шкаф неисправного сигнального пункта 7700 2 и начал имитировать работу светофора. То есть он переключил реле так, чтобы загорелся зеленый свет, а когда поезд проехал, вернул реле в исходное положение.

Я принял такое решение, потому что в противном случае произошла бы длительная задержка поезда, а я строго наказываю за малейшую задержку", - объяснил Кучарев в одной из своих первых бесед со следователями.

-3

Инструкции запрещали техникам брать управление светофором в свои руки. Однако Кухарев пренебрег обеими инструкциями и создал видимость, что светофор номер семь 1702 работает нормально. Таким образом Кухарев пропустил несколько поездов, а после сдачи поезда в Минск просто забыл вернуть ролики в исходное положение. Ремонт затянулся. Трое рабочих работали уже около часа. Если бы машинистов предупредили, что светофор не работает, они бы все остановились. Затем они поехали бы на минимальной скорости и с предельной осторожностью до следующей остановки, готовые остановиться, если бы на горизонте появилось препятствие. Около 17:00 светофор № 7702 обогнал электропоезд № 548 Олехнович - Минск, который опоздал на две минуты.

После того как поезд проехал огни, я продолжал возвращать реле в нормальное положение. После того как прошел последний литер поезда, товарищ Петрик немедленно позвонил дежурному по станции в Белоруссию, узнал от него, что поезда на второй линии из Белоруссии нет, и тут же выяснил: так как гоночный локомотив заходил и существовал, пока я работал, то я снес, что не поставил реле в нормальное положение", - пояснил следователю Кухарев.

4 мая за ним должен был следовать поезд Гродно - Орша, так как на всем маршруте соблюдались дистанции движения, а разница во времени между ними составляла 10 минут. Но поезд, опоздавший уже на две минуты, задержался на станции Крыжовка из-за длительной задержки закрытия дверей, из-за наплыва людей и, по одной из версий, из-за пожара во втором вагоне. Причиной пожара стал неисправный фазоразделитель.

Заместитель машиниста электропоезда выскакивает из кабины и бросается тушить пожар. Из-под вагона поднимается густой дым. Елена Бруно покидает свое место в диспетчерской, чтобы вместе с толпой пассажиров осмотреть пожар. На платформе много людей, которые надеются успеть на вечерний поезд в Минск. Летнее расписание еще не вступило в силу, поезда ходят редко, а завтра рабочий день, поэтому поезд переполнен, люди постоянно толпятся в вагонах.

В это же время на пульте дежурного раздается сигнал тревоги, свидетельствующий о том, что к Крыжовке приближается поезд из Гродно. Если бы Бруно был на дежурстве, он бы успел предупредить машиниста задерживающегося поезда на станции. В километре от Крыжовки есть переезд, он мог бы сообщить об этом дежурному по переезду и дать поезду красный сигнал. Однако Бруно остается на платформе, смотрит, как тушат пожар, и разговаривает с машинистом электропоезда.

Если бы поезда следовали по расписанию, между ними был бы разрыв более 10 минут. Однако поезд прибыл в Крыжовку на пять минут позже и остановился еще за семь минут до столкновения, тогда как должен был отправиться за одну минуту.

Я стоял, потому что было слишком много людей и потому что я не мог закрыть двери. Во втором вагоне прислали помощника, чтобы выяснить, что происходит. Затем я почувствовала стук. Меня толкнуло назад, и я прислонился к стене. От удара поезд сдвинулся примерно на два вагона. Меня отбросило в стену, а затем я упал на пол. Удар разрушил люк и фары. Я посмотрел в зеркало справа и увидел людей, выпрыгивающих из поезда, а когда посмотрел налево, то увидел лежащие вагоны", - сказал в суде машинист поезда Леонид Чапка.

-4

- С какого расстояния я увидел перед собой электропоезд, точно сказать не могу. Я тут же нажал на экстренный тормоз. Наверное, доля секунды была потеряна, потому что я просто оступился от неожиданности. Я сразу же нажал на тормоз. Почему поезд не остановился, я не знаю. Думаю, температура воздуха была высокой, рельсы, колеса были истерзаны. Поезд как бы шел под уклон и не мог остановиться", - рассказал суду Антон Якубовский, машинист пассажирского поезда № 0, 280 Гродно-Орша.

Якубовский признал, что видел электропоезд с расстояния 300 метров. В то же время заключение судебно-технических экспертов показало, что тормозной путь поезда составлял 225-223 метра в случае служебного торможения и 191-193 метра в случае экстренного торможения. В этой ситуации при скорости 52 километра в час Якубовский имел все возможности остановить поезд 0280, чтобы предотвратить столкновение с поездом 548", - подчеркивается в решении суда.

Однако впервые Якубовский, машинист тепловоза, вел поезд один. За несколько дней до этого начальник Минского отделения железной дороги приказал сократить должность помощника и передать всю ответственность за вождение поезда машинисту.

Поезд столкнулся на скорости 35 км/ч с неподвижным электропоездом. В результате столкновения скорость последнего достигла 13 километров в час. Шум и скрип металла были слышны на соседних станциях. Локомотив сошел на рельсы и загорелся. Первые два вагона поезда сошли с рельсов.

-5

Согласно официальным сообщениям, пассажиры поезда получили только синяки и ушибы. Последний вагон поезда был сложен и уменьшен до половины своей длины. Пассажиры этого вагона составляют большинство погибших. Дежурная женщина поспешно начинает звонить в милицию и скорую помощь. Приезжают пожарные бригады, представители дорожной прокуратуры и других инстанций. Из кабины горящего локомотива извлекают "черный ящик" - прибор для измерения скорости. Погибших и раненых выносят из вагонов и укладывают прямо на платформу. Большое количество крови окрашивает платформу в красный цвет. Люди, находящиеся на станции, потрясены. Некоторые из их родственников погибли у них на глазах, проскользнув в последние вагоны за несколько секунд до этого.

Все бригады скорой помощи спешат забрать пострадавших. На место аварии отправляются автобусы из Минска, чтобы забрать людей, но многие путаются, потому что едут в город с проселочных дорог и отказываются от помощи. Милиции удалось оцепить место катастрофы и организовать сбор оставленных вещей. Все найденные предметы хранились в прокуратуре в течение нескольких месяцев. Большинство вещей было возвращено владельцам. Не было зарегистрировано ни одной кражи. Бруно, Петре, Кухарев и Якубовский были арестованы ночью. Все они, за исключением беременной отправительницы, были доставлены в Кпз, где дали первые показания.

ACA установила точное количество погибших и раненых: 22 и 82 человека соответственно. Движение на участке было парализовано на 12 часов. Ущерб на минском участке железной дороги составил 122 тысячи 850 рублей. Дело рассматривалось Судебной коллегией Верховного суда БССР. Судебное разбирательство длилось три недели. В ходе судебного разбирательства были подробно исследованы все имеющиеся доказательства, показания свидетелей и заявления подсудимых. Все четверо были признаны виновными в нарушении правил безопасности на железной дороге, повлекшем за собой гибель людей и значительный ущерб.

Из четырех осужденных только инженер-электрик Кухарев полностью признал свою вину.

Да, я согласен с тем фактом, что произошло нечто столь печальное. Я не боюсь наказания, я сам себя наказал. Я прошу, чтобы все было учтено и чтобы подобное не повторилось", - сказал Кухарев на последнем уровне перед оглашением приговора.

Ирина Бруно, которая в момент совершения преступления была беременна, была приговорена судом к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Водитель Тоника Бабски был приговорен к семи годам в колонии общего режима, А Стар Трек - к 10 годам. Николай Кухарев получил 12 лет лишения свободы в колонии общего режима. Однако спустя несколько лет и в начале советской эпохи об этой трагедии написали лишь однажды, и местная пресса опубликовала короткое сообщение о катастрофе.

Некоторые важные статьи были опубликованы только в 1990-х годах. Одна из таких трагедий произошла в жаркий весенний день. У причины было два компонента. Один из них - человеческий, другой - научный. Все правила в большой промышленности пишутся кровью после трагедии.