Найти тему
Мысли о важном

Доживем до понедельника?

Фильм Ростоцкого “Доживем до понедельника” давно стал классикой советского кино про школу. Он черно-белый, сделан в духе “оттепельного кино", хотя на дворе уже 1968 год. Новые многоэтажки и еще голые дворы, открытая всем ветрам трехэтажная советская школа с таким же образованием. Но проблемы все те же, дети, с течением времени не меняются, сначала на урок приносили лягушек и ворон, позже петарды, световые указки и магнитофоны. Так же выпрашиваются оценки, учителя находятся в душевных поисках и саморефлексии, другие же просто отрабатывают номер и положенные часы, быстро убегая по своим делам, и оставляя школу в школе. Другие же, как учитель истории Мельников, все принимает близко к сердцу, переживает, мучается, что-то ищет, думая, что, уйдя из школы, что-то изменится и наладится. Страшно, когда учителя равнодушные и спокойные как роботы, непонятно, как у них берутся силы изо дня в день сеять разумное, доброе, вечное, зная, что половине уже не интересно, а другой только сейчас, пока школа составляет обязательную часть жизни. Но для учеников это всего лишь этап жизни, не самый, к сожалению учителей, важный.

Кадр из фильма "Доживем до понедельника"
Кадр из фильма "Доживем до понедельника"

И нет для них показателей и мерила эффективности. В чем он заключается, в оценках, выигранных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, мероприятиях? Так это все заслуга детей, учитель тут причем, если нет желания, усердия и таланта, в бесконечной ежедневной гонке ты не успеешь даже всех опросить, а не то что понять каждого, у кого света нет, своей комнаты или просто времени открыть учебник. Или будущие карьеры бывших учеников. Когда ты в их глазах просто стоишь на месте, зарывая талант в средней школе. И ничего кроме пренебрежительного тона ты не услышишь.

И важно ли как учитель произносит - “кладет” или “ложит”, “трамвай” или “транвай”? Нужно ли ему каждый день и урок сдавать экзамен, от которого не спрячешься за спину коллег или начальство. Ты один, на виду, тридцать пар глаз смотрят на тебя, чего-то ждут или уже ничего, главное, не сорваться на крик, истерику, злобу, насмешку, нужно очень точно соблюдать баланс. Учитель – это сверхчувствительный прибор, которым нужно дорожить и давать право на отдых, на каникулах строго обязательно. Бессильный и вымученный учитель никому не нужен, другие сменами работают, специально восстанавливаются, а от детей только некоторые педагоги подзаряжаются, но школе нужны разные, как и все люди, учителя, с разными характерами и методами работы. И функция директора школы сглаживать углы, конфликты в школе, его обязанность человеческий ресурс, а с хозяйственными и материальными проблемами может справится и завхоз. Иначе, оттуда будут вымываться неравнодушные и чувствительные, оставляя только теток с зычным голосом и железным характером, которых не любят и не уважают, а просто боятся.

Кадр из фильма "Доживем до понедельника"
Кадр из фильма "Доживем до понедельника"

Дистанция или панибратство, с лаской "все расцветет” или “распускается”? Все ситуации в школе, конфликтные и непредсказуемые, как у врачей или полицейских, никогда не предугадаешь, что выкинут дети, ведь каждый час они растут, пробуют мир на вкус, ошибаются, реагируют, бурлят, зависают. И ты, как алхимик, за сорок минут, должен из этой смеси что-то сделать, не сильно усердствуя, но и не спустя рукава. У каждого своя личная лаборатория, своя подстройка, и с общей линейкой сложно подступиться. Ты учишься, уча других, меняясь и что-то теряя, но труд сложный и героический, и разбрасываться теми, кто сам пришел работать в школу является расточительством ресурса, который будет поважнее чем нефть или газ.