Канцелярия Его Императорского Величества
У российских императоров была собственная администрация - Собственная Его Императорского Величества канцелярия. При нём состоял высший орган политической полиции Российской империи - Третье отделение. Занимался надзором за политически неблагонадёжными лицами и политическим сыском.
Структура Третьего отделения
При создании в июле 1826 года Третье отделение состояло из 16 человек постоянного руководящего штата. Впоследствии увеличили до 40.
Делился на экспедиции:
- Надзор над политически неблагонадёжными
- Раскольники, сектанты, фальшивомонетчики, уголовные убийства, имеющие общественный резонанс, оперативное обеспечение мест заключения. Уголовных дел не возбуждали, вели оперативный контроль
- Надзор над иностранцами
- Информационно-аналитическая деятельность и секретариат
- Цензура
При этом в подчинении у главнокомандующего Третьим отделением Отдельный корпус жандармов. Корпус имел разветвлённую по всей империи структуру губернских управлений, жандармских команд и управлений на железных дорогах.
Рутиннная деятельность Третьего отделения
Как часто бывает в спецслужбах, вместо увлекательной борьбы с резидентами и шпионами приходится заниматься скучной информационно-аналитической деятельностью и работой с заявителями.
В функциональные обязанности Третьего отделения входило:
- Предупреждение беспорядков и преступлений
- Нагласный надзор за деятельность госучреждений, чиновников и местных органов власти
Сохранился доклад первого главноуправляющего Третьим отделением Бенкендорфа о чиновниках за 1827 год:
- «Чиновники. Под этим именем следует разуметь всех, кто существует своей службой. Это сословие, пожалуй, является наиболее развращенным морально. Среди них редко встречаются порядочные люди. Хищения, подлоги, превратное толкование законов — вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят, и не только отдельные, наиболее крупные из них, но, в сущности, все, так как им всем известны все тонкости бюрократической системы. Они боятся введения правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят тех, кто преследует взяточничество, и бегут их, как сова солнца. Они систематически порицают все мероприятия правительства и образуют собою кадры недовольных; но, не смея обнаружить причины своего недовольства, они выдают себя также за патриотов» - Отчеты III отделения 1827-1869.
На всех высших сановников вели досье. Скорее всего и на самого императора. Вот например, характеристика Третьего отделения на министра финансов Егора Францевича Канкрина:
- Человек знающий, просвещённый, деятельный и трудолюбивый, но упрямый; он не слушает никого, кроме нескольких любимцев, которые его обманывают
Характеристика на министра внутренних дел Арсения Андреевича Закревского:
- Деятелен и враг хищений, но он совершенный невежа
На военного министра Александра Ивановича Чернышёва:
- Пользуется печальной репутацией, это предмет ненависти публики, всех классов без исключения
Приходилось заниматься поиском авторов различных пасквилей. Вот например такого:
О, великий государь, премудры твои законы,
Ты изменил мундир и панталоны;
Не много царствовал, да много начудесил;
125 в Сибирь сослал и пятерых повесил
Цензура Третьего отделения искала в публикуемом предосудительное. Насколько грамотно видно по реакции властей на "Философические письма" Чаадаева в журнале "Телескоп".
Кроме этого, III отделение непосредственно занималось делом Лермонтова и поэта Тараса Шевченко по поводу вольнодумного стихотворного творчества обоих. Лермонтова сослали на Кавказа, а Шевченко отправили в солдаты.
Непосредственная оперативно-разыскная деятельность
Бенкендорф как главноуправляющий III отделения не занимался руководством агентурно-оперативной деятельности. Этим занимался Управляющий III-м отделением Максим Яковлевич фон Фок. Так повелось и дальше.
С 1819 года фон Фок являлся директором предтечи III отделения - Особенной канцелярии.
25 марта 1826 подал Бенкендорфу докладную записку относительно «высшей наблюдательной полиции». Предложил создать новое подразделение тайной полиции, подчинив непосредственно Бенкендорфу. На основе предложения фон Фока создали Третье отделение, куда тот перешел с аппаратом Особенной канцелярии.
Фон Фок создаёт новую агентурную сеть. Старую агентуру отправляют на покой. Именно при фон Фоке появилась палочная система агентуры - на определенное число жителей определенное число агентов. При КГБ СССР стандартом было на 500 человек иметь одного агента.
Идейным продолжателем дела фон Фока стал Дубельт.
Дубельт служил при жандармском управлении. Правая рука Бенкендорфа. Трудолюбив и исполнителен, что сделало его незаменимым для Бенкендорфа.
Терпеть не мог Герцена, о чем говорил во всеуслышанье:
Дубельт за одно только упоминание имени Герцена вспыхивал, как порох; губы его тряслись.
"Герцен!" - кричал он с неистовством. - У меня три тысячи десятин жалованного леса, и я не знаю такого гадкого дерева, на котором бы я его не повесил.
Как агентурист хорош, но излишне обеспокоен дворянской честью. Терпеть не мог осведомителей и даже приказал платить им такие суммы за донесения, в которых была бы цифра "три". В напоминание о 30 серебренниках.
Такое отношение к агентуре конечно, ничем хорошим окончиться не могло!
Дворяне типа Дубельта изрядно осложнили агентурные отношения российских спецслужб. Гордые агенты стали уходить в полицейский аппарат осведомителей. Остались те, кто не брезговал деньгами, полученными от спесивых дворян-агентуристов. Это сказалось в период появления революционных организаций.
Проявилось уже во время следствия над членами литернурного кружка петрашевцев. Так их назвали за то, что они собирались на квартире Петрашевского в Санкт-Петербурге.
Петрашевцы собирались по пятницам на квартире, обсуждали разные события внутри и внешнеполитической жизни российского общества. Для третьего отделения они интереса не представляли. Их не разрабатывали. Зато их разрабытавало министерство внутренних дел, которое внедрило к ним агета, находившегося на связи у сотрудника МВД испанца Ивана Липранди.
- Липранди можно считать отцом жандармской провокации. Ещё при разработке кружка петрашевцев он предлагал через внедрённого в это общество информатора Антонелли подбросить Петрашевскому идею встретиться тайно с посланцами горцев Шамиля, затем судить его за сношение с открытыми врагами империи и вынашивание планов вооружённой борьбы с властью. На роли таких эмиссаров в Третьем отделении даже подобрали двух черкесов из императорского конвоя, но запустить их «в производство» не успели - Иван Петрович Липранди
Дело дошло до слуха императора, тот поручил перепроверить III отделение. То перепроверило и нашло, что оказывается петрашевцы читали запрещённую литературу и обсуждали антигосударственные вещи. Но всё таки не такие уж и опасные для государства. Но доказать обратное в третьем отделении уже не смогли.
Состоялся суд, на котором 21 петрашевец (в том числе Достоевский) в 1849 году приговорили к смертной казни. III отделению удалось смягчить приговор с заменой казни на каторгу. Провели показательный расстрел без осуществления оного.
Дело показало слабость агентурного аппарата III отделения. Оно состояло из аморальных людей, которые ради денег готовы на всё. И которые пропустили такой кружок как "петрашевцы", отдав его полиции. Если бы в агентах были толковые и грамотные агенты, то они бы не пропустили такое явление как "петрашевцы". И обратили на него внимание, так как оно имело политическую основу. Развитие этого дела полицейскими методами привело к его расширению в рамках империи, что заимело ненужный общественный резонанс. Хотя можно было ограничиться профилактической беседой.
Поэтому, назревала необходимость реорганизации российских спецслужб, что и будет осуществлено в 1880 году с образованием Департамента государственной полиции.
- Материал подготовлен на основе видеолекции на Ютуб-канале Лекторий Достоевский - III Отделение. Великое и ужасное | Курс Владимира Мединского | XIX век.