Найти тему

Путь к исполнению музыки: что музыка дает исполнителю

Оглавление

Использованный мною способ музыкального самообучения не является эффективным, точнее он просто неэффективен. Однако, за этот счет он отличается одним качеством (не знаю, насколько положительным): он позволяет не только сохранить, а даже и приумножить интерес к музыке, к ее исполнению.

Классический - очень эффективный - способ музыкального образования часто такой интерес заглушает и даже полностью гасит. В основе использованной мной системы обучения музыке лежит интерес к этому занятию. Особенно важен начальный интерес, так как именно в это время встречаются наибольшие трудности. Однако, интерес - это очень неустойчивое явление. Для того, чтобы появился интерес и немедленно не угас, нужны особые условия. Одно из самых важных условий развития и закрепления интереса к музыке, науке, любому искусству, спорту, коллекционированию и т.п. является "коллективность".

Интерес и легче возникает и поддерживается в тех случаях, когда он есть не у одного человека, а у многих, тесно общающихся между собой людей. Мой первоначальный интерес к музыке зародился в семье под влиянием родителей, а также дяди Левы и тети Зои. Вся эта большая семья проявляла очень большой интерес к музыке. Я очень хорошо помню, как все члены нашего семейства собирались у нас дома и в полной тишине, со всем вниманием слушали транслируемый по радио концерт или целую оперу. Именно в один из таких моментов родился мой интерес к музыке. Я этот момент отчетливо помню. Помню, что я был довольно равнодушен к музыке и не понимал почему все ее так внимательно, с таким восторгом и упоением слушают. И вдруг внезапно под влиянием музыки у меня возникло новое чувство, которое до этого мне не было знакомо. Это чувство было связано с музыкой и было очень сильным. Мне казалось, что мелодия заполняет меня всего, что во мне что -то откликается в ответ на эту мелодию и этот отклик необычайно приятен. Потом это новое чувство стало возникать регулярно и именно оно и определило мой интерес к музыке. Под влиянием этого чувства у меня внутри зазвучали мелодии. Занятия музицированием способствовали тому, что этот внутренний голос зазвучал отчетливее и сильнее.

Мой великий интерес к музыке должен был угаснуть и уже угасал под влиянием целого ряда факторов. Я уже вырос, стал ходить в школу, общаться с друзьями и вышел уже из-под влияния родителей. В силу ряда причин наша семья уже не собиралась на радио концерты. Многие мои сверстники, с которыми я дружил, были гораздо способнее меня к музыке, учились играть, но никакой любви к музыке при этом не испытывали. Моего увлечения музыкой никто из моих приятелей не понимал и не разделял, а когда я пытался, что-нибудь особо хорошее пропеть, то встречал насмешки, так как я не умел напевать мелодии правильно. Насмешек я очень в то время боялся и поэтому старался со своей музыкой не вылезать, и решил бороться с тем, что она звучит у меня внутри, чтобы она случайно не вылезла наружу и не подверглась осмеянию.

Безусловно, что в таких условиях я разделался бы с музыкой, но этого не произошло благодаря балету. Точнее благодаря одной балерине, с которой я даже не общался, так как эта балерина была настолько взрослее меня, что меня не замечала. Произошло это следующим образом. Моя мама подрабатывала шитьем платьев. Она имела постоянный круг заказчиц, которые имели солидный возраст, солидную фигуру и поэтому нуждались в индивидуальной портнихе. Мама очень старалась угодить заказчицам, подолгу примеряла платья, чтобы устранить все недостатки как платья, так и фигуры заказчиц. Примерки сопровождались разговорами. К этим разговорам я никогда не прислушивался. Однажды, одна из заказчиц привела к маме свою дочь, которой надо было что-то сшить. Эта девушка сразу же привлекла мое внимание, так как это была не простая девушка, а балерина, танцующая в оперном театре. К балеринам я относился с трепетом, восхищением, уважением и завистью. Я считал их сверхчеловеками, настоящими волшебницами. В свое время я пытался повторить некоторые, казалось, простые движения балерин, но у меня ничего не выходило, что прибавило мое уважение к балеринам. Поэтому я старался во все глаза смотреть на балерину и слушал ее ответы на дотошные мамины расспросы. По рассказам балерины выходило, что в ее работе очень много трудного и непривлекательного. Приходится много стоять неподвижно в неудобной позе. Довольно часто надо срочно переодеваться, костюмы иногда оказываются столь неудобными, что в них и минуты не выстоишь, а приходится стоять долго, да еще и двигаться. Бывают неприятности и в актерской жизни. Балерина в разговорах с мамой так жаловалась на свою жизнь, что мне становилось ее очень жалко. Однако, она все время отмечала положительный момент, благодаря которому ей очень нравится ее работа, несмотря на все трудности и неприятности. Этот положительный момент связан с музыкой. Балерина с восторгом говорила, что постоянная жизнь в музыке оправдывает все трудности и неприятности и только благодаря этому ей очень нравится ее работа. В этой балерине я, наконец, увидел человека, который любил музыку не только так, как я, а даже гораздо сильнее, чем я. Это на меня так подействовало, что я перестал бороться со своей страстью к музыке. Кроме этого, было еще одно важное обстоятельство. Мне нравилось и льстило то, что я чем-то похож на балерину. Не получается подражать ее движениям, но зато я тоже люблю музыку.

Был и еще один существенный момент того же плана. Моя тетя Зоя для моего воспитания устроила мне встречу с умелым и талантливым мальчиком моего возраста, который должен был послужить мне примером. Это у нее блестяще получилось, а мальчик среди мощного калейдоскопа своих талантов и умений обладал и музыкальным талантом. Мальчик превосходно играл на рояле, не уступая в этом искусстве тем женщинам, которые играли на этом рояле много лучше дяди Левы. Когда я тоже начал играть, то этот мальчик вспоминался мне, и мое постоянное стремление всячески подражать этому мальчику являлось для меня мощным стимулом продолжать попытки музицирования. То, что у меня в чем-то получалось брать пример с необыкновенного мальчика, приносило мне огромное удовлетворение, так как, кроме музыки у меня ничего даже близкого к тому, что свободно выделывал этот мальчишка, не получалось.

Пример человека, пусть даже простого мальчика, но которого ты уважаешь, очень сильно действует на человека. Это очень хорошо понимали те сотрудницы Дома Культуры, которые организовали в нем мое выступление. Я должен был сыграть роль примера для того, чтобы подогреть интерес к занятиям музыкой у их воспитанников.

Что дает музыка ее исполнителю

Что же дает музыка ее исполнителю? Этот вопрос не возникает, если исполнитель профессионал высокого класса. Ясно, что исполнение музыки является хлебом для него. Для чего музыка нужна не музыканту, а мне человеку иной профессии – физику. Такой вопрос мне задают постоянно. Задавали мне его преподаватели музыки при моем выступлении в Доме Культуры.

Можно было бы коротко ответить на этот вопрос, что это мое хобби. Но это не так. Я недавно видел, как один из ведущих сотрудников нашего Акустического Центра, к которому и я отношусь, отвечал на вопрос о своем хобби. Он сказал, что, если это серьезно, то его хобби это его работа в Институте, а никакого иного хобби у него нет и быть его не может. Я солидарен с этим сотрудником, и вполне могу полностью повторить тоже самое, если меня спросят о моем хобби. Слушание и исполнение музыки не является моим хобби, так как у меня другие мои интересы стоят намного выше.

Лично для меня исполнение музыки является единственным доступным мне средством дать отдых мозгам, которые заняты научными проблемами круглые сутки. Многие ученые для той же цели ходят в горы, а я, как и многие другие ученые, которые пришли к музыке простым обычным путем, обучаясь с детства, тоже используют музыку в качестве умственного отдыха. Так поступал мой дядя Лева профессор математики. Когда играешь, то все мысли поглощены исполняемой в этот момент музыкой, и от научных проблем мозг полностью отдыхает, что важно для дальнейшей успешной работы. Это общий ответ, но мне музыка дала много больше, чем просто отдых моим мозгам.

Это мне помогало в различных важнейших для меня жизненных ситуациях. Я уже писал о том, что мне хотелось поскорее закончить университет и высвободить время для занятий музыкой и что из этого у меня ничего не вышло. Однако, мечта оставалась. После этого я стал мечтать защитить диссертацию и стать свободнее, с тем, чтобы всласть музыкой позаниматься. Судьба снова распорядилась иначе. После защиты диссертации я вынужден был сразу же приступить к заведованию кафедрой общей физики университета. Это была самая большая кафедра факультета как по числу преподавателей, так и по числу тех проблем, которые надо было решать. В это же время образовался новый радиофизический институт НИРФИ, где мне предложили заведовать научным отделом. Я взялся за все эти дела, так как чувствовал в себе силы для плодотворной научной работы. Однако, я не умел ничем и никем руководить, никаких сил для этой деятельности в себе я не находил, и она меня сильнейшим образом угнетала. Так вот в те минуты, когда я бывал растерян, не знал, что мне следует предпринять, у меня внутри начинала звучать музыка. Эта музыка не давала мне поддаваться растерянности, избавляла меня от неизбежного стресса. Музыка вселяла в меня необходимый оптимизм в, казалось, безнадежной ситуации. Такие ситуации у меня в то время были.

Не могу удержаться от того, чтобы не привести пример такой ситуации. Все началось с того, что академик Анатолий Петрович Александров, узнав в Обкоме партии о некоторых моих идеях, и заинтересовавшись ими, пришел ко мне в лабораторию. Здесь он увидел ряд оригинальных приборов, позволяющих определять спектры и корреляционные функции различных процессов. Таких приборов тогда не было нигде в мире, а приборов, реализующих использованный мною принцип, нигде нет и до сих пор. Анатолий Петрович оценил ситуацию, предложил нам для наших приборов интересное и актуальное применение и ушел со словами: "Теперь у Вас спокойной жизни не будет!" Все так и получилось. Был мой доклад в Москве, а потом была организована экспедиция, в которую срочно отправлялась аппаратура, с трудом разместившаяся на трех грузовых самолетах. Эта аппаратура была изготовлена в институте по моим идеям и под мою же ответственность. В этой экспедиции обстановка была исключительно нервной и напряженной благодаря тому, что московские и ленинградские институты стремились по ходу дела всячески опорочить мои идеи с тем, чтобы оправдать свое неумение решить поставленную А.П. проблему. От всех этих перегрузок меня спасала только музыка, звучавшая у меня внутри.

Это стало возможным только благодаря тому, что мой интерес к музыке не угас еще где-то в далеком детстве.

Продолжение следует...

Предыдущие серии:

Путь к исполнению музыки: начало

Путь к исполнению музыки: неожиданное продолжение

Путь к исполнению музыки: милые и умные наставники

#музыка #историиизжизни #проза