По принципу "готовь сани летом, телегу зимой", посетил в разгар зимы производство лодок завода "Гладиатор" в Петербурге. Конечно интереснее пользоваться лодкой на просторах Ладоги или Топозера, чем смотреть, как их собирают. Но мне захотелось понять, как делают такие привычные в рыбацкой повседневности объекты.
Курсы кройки и шитья
Понятно, что если есть изделие, выпускаемое массово, то работа по его изготовлению должна быть максимально стандартизована и разбита на простые операции. Вот и изготовление лодки начинается с кроя деталей по стандартным лекалам.
Честно говоря, я ожидал, что на современном производстве будет крой деталей осуществлять какой-нибудь высоко технологичный лазерный принтер, но... пока старый добрый способ кройки вручную Единственная автоматизация - это применение резки на много слоев ПВХ-ткани. Но сначала идет разметка рулона по шаблонам.
Потом собирается много слоев будущих заготовок, и...
Резка в несколько слоев ПВХ имеет свои небольшие технологические секреты, которые я не буду раскрывать в этой статье, поскольку носят они характер личных придумок технологов фирмы, и они просили их не тиражировать.
В итоге будущая лодка превращается вот в такие , совершенно не похожие на конечное изделие рулончики, разложенных по конструктивам деталей. Баллоны, дно, дополнительные элементы (например фальшборта)
Заготовки разбегаются по разным производственным участкам на склейку. Отдельно склеивается дно.
Отдельно баллоны.
Отдельная линия сборки - дополнительные детали, например фальшборта.
Накачанные детали выдерживаются под давлением минимум сутки, для контроля качества склейки.
И целая отдельная тема - резка и подготовка транцев.
Резка транцев осуществляется на станке-автомате
Потом уже нарезанные транцы оклеиваются резиной по периметру
Кстати, у "Гладиатора" есть фишка, которую я по крайней мере не встречал у других производителей. Транец, конечно, делается из влагостойкой фанеры, и может быть оклеен ПВХ тканью в цвет лодки. Как например вот этот камуфляжный транец
Потом вклейка транца, и снова технологическое ожидание
Наконец третий этап сборки - установка дна. И после него на баллон монтируется фурнитура - ручки, рымы, уключины, ликтрос, фалы. И конечно фирменный лейбл "Гладиатор"
Производственный цикл изготовления одной лодки из-за технологии склейки и постоянного контроля качества, растягивается во времени на целую неделю. Неудивительно, потому что лодка , например Гладиатор 420 насчитывает 34 детали основного корпуса, и 24 детали фурнитуры, не считая декоративных лент
Фурнитуру, кстати, в основном делают здесь же.
В последнюю очередь накатывают защиту на баллон и дно.
После чего лодка идет на участок упаковки
Где осуществляется комплектация ЗИПом, насосом, веслами, упаковочными ремнями, И наконец , уложенные в транспортную тару , лодки готовы к отправке потребителям.
Небольшие фишки Гладиатора
Наверное рассказ про то, как делают лодки достаточно скучен, поскольку понятно, что режут-клеют, собирают, как наверное и на многих других производствах, которых сейчас в Питере наверное больше, чем в каком-либо другом городе.
Что мне показалось новым и интересным?
Про одну фишку - оклейку транца ПВХ я уже написал.
Вторая фишка показалась мне даже более заслуживающей внимания, хотя на готовом изделии она в глаза не бросается.
Когда мы проходили возле заготовок лодок со свежевклееными транцами, я обратил внимание на косой срез нижней части транца. К сожалению на фото он практически не выглядит косым срезом, но на самом деле он идет почти строго под 45 градусов.
Я сначала подумал что это брак, но получил разъяснение, что это как раз фишка лодок НДНД от "Гладиатора". Дело в том, что большинство производителей делая стандартный прямоугольный транец, вынуждено его клеить на плоскость дна, а надувное дно имеет свой скос к шву. То есть получается что скошенная часть НДНД выступает за плоскость транца. Кстати, так есть например на моей нынешней лодке. И если для установки мотора это не критично, за счет усиливающей толщину транца накладки, то для ноги эхолота это представляет серьезное неудобство. Я , например под струбцину эхолота подкладываю с внешней стороны небольшую деревянную планку, что б отнести ногу на необходимую величину. И вечно, то планка потеряется, то разболтается.
Здесь же, благодаря скосу, низ транца клеится практически западлицо с окончанием дна.
Еще один момент. Начиная с первой своей надувнушки, я всегда следовал правилу жесткой последовательности накачки баллонов. (Обычно сначала носовые, потом кормовые). Это связывалось с перемычками , разделяющими и связывающими переднюю и заднюю части баллона.
Сама по себе это перемычка, или точнее ее можно назвать разделительная стенка, имеет вид урезанного неправильного конуса
Если бы ее "по-старинке" клеили бы прямо внешней стороной основания к внутренней поверхности борта, то конечно получалось бы, что в одном направлении давление в баллоне будет действовать по шву, а в другом - на отрыв. Здесь же для приклейки этой детали используется т-образная лента, которая контачит с внутренней поверхностью баллона своим плоским навершием. А конус перегородки крепится к ее вертикальной части. Тем самым достигается то, что абсолютно безразлична последовательность накачки баллонов.Перемычка корректно прогибается в любую из сторон.
Собственно вот из таких мелочей и складывается общий уровень качества лодок.
Не экономить на мелких деталях, творчески подходить к дизайну, не жадничать в комплектации. (Многие модели штатно укомплектованы ходовым носовым тентом, а уж про мягкие накладки на банки и говорить нет смысла, ими укомплектованы все лодки.
На этом экскурсия по производству заканчивается.
Жду лета. В планах - одна интересная экспедиция с "Гладиаторами", но пока... Пока дописываю этот блог, уложив зимние снасти и собрав рюкзак на поездку в Карелию. Так что следующий репортаж пока еще о зимней рыбалке. А "Гладиатор" готовится к путешествиям.
П.С. Чуть не забыл!!!Специальный бонус для тех читателей, кто дошел до постскриптума, не только смотря картинки, но и вникая в буквы. По промокоду PITERCLUBRYBAK в интернет- магазине https://lodkamarket.ru/ или во всей сети магазинов "Гладиатор" можно получить скидку 5% на любую покупку.