Журнал Sight and Sound, который издает Британский институт кино (British Film Institute или сокращенно BFI), с 1952 года каждые 10 лет публикует свой рейтинг величайших кинофильмов. Рейтинг этот основывается на результатах опроса критиков, программистов, кураторов, архивариусов и экспертов индустрии кино, каждый из которых составляет свой топ-10.
В 2022 году вышла 8-я версия рейтинга величайших фильмов по версии BFI - 250 самых значимых фильмов в истории в этот раз выбрали 1639 человек - это рекорд за всю историю данного рейтинга.
На первом месте довольно неожиданно оказался фильм бельгийской постановщицы Шанталь Акерман.
Я решил переписать весь список со ссылками на Кинопоиск, т.к. везде публикуется максимум топ-100 из рейтинга и разумеется, без всяких ссылок. Фильмы расположены в соответствии с рейтингом, от лучших к хорошим.
- «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (Jeanne Dielman, 23 Quai du Commerce, 1080 Bruxelles — 1975 г., реж. Шанталь Акерман, Бельгия / Франция);
- «2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey — 1958 г., реж. Стэнли Кубрик, США / Великобритания);
- «Страх съедает душу» (Angst essen Seele auf — 1974 г., реж. Райнер Вернер Фассбиндер, Германия (ФРГ));
- «Новости из дома» (News from Home — 1977 г., реж. Шанталь Акерман, Франция, Бельгия, Германия (ФРГ));
- «Красные башмачки» (The Red Shoes — 1948 г., реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Великобритания);
- «Лестница в небо» (A Matter of Life and Death — 1946 г., реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Великобритания);
- «Селин и Жюли совсем заврались» (Céline et Julie vont en bateau: Phantom Ladies Over Paris — 1974 г., реж. Жак Риветт, Франция);
- «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» (Un condamné à mort s'est échappé ou Le vent souffle où il veut — 1956 г., реж. Робер Брессон, Франция);
- «Тропическая болезнь» (Sud pralad — 2004 г., реж. Апитчатпон Вирасетакул, Таиланд / Франция / Германия / Италия);
- «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (The Man Who Shot Liberty Valance — 1962 г., реж. Джон Форд, США);
- «Конформист» (Il conformista — 1970 г., реж. Бернардо Бертолуччи, Италия / Франция / Германия (ФРГ));
- «Шербурские зонтики» (Les parapluies de Cherbourg — 1964 г., реж. Жак Деми, Франция / Германия (ФРГ));
- «Фанни и Александр» (Fanny och Alexander — 1982 г., реж. Ингмар Бергман, Швеция / Франция / Германия (ФРГ));
- «Орландо» (Orlando — 1992 г., реж. Салли Поттер, Великобритания / Россия / Италия / Франция / Нидерланды);
- «Евангелие от Матфея» (Il vangelo secondo Matteo — 1964 г., реж. Пьер Паоло Пазолини, Италия / Франция);
- «В прошлом году в Мариенбаде» (L'année dernière à Marienbad — 1961 г., реж. Ален Рене, Франция / Италия);
- «Симбиопсихотаксиплазм. Дубль один» (Symbiopsychotaxiplasm: Take One — 1968 г., реж. Уильям Гривз, США);
- «Побудь в моей шкуре» (Under the Skin — 2013 г., реж. Джонатан Глейзер, Великобритания / Швейцария);
- «Воспоминания об отсталости» (Memorias del subdesarrollo — 1968 г., реж. Томас Гутьеррес Алеа, Куба);
- «Чёрный нарцисс» (Black Narcissus — 1947 г., реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Великобритания);
- «Хороший, плохой, злой» (Il buono, il brutto, il cattivo — 1966 г., реж. Серджио Леоне, Италия / Испания / Германия (ФРГ));
- «Париж, Техас» (Paris, Texas — 1984 г., реж. Вим Вендерс, Германия (ФРГ) /Франция / Великобритания);
- «Женщина без головы» (La mujer sin cabeza — 2008 г., реж. Лукресия Мартель, Франция / Аргентина / Италия / Испания);
- «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (Loong Boonmee raleuk chat — 2010 г., реж. Апитчатпон Вирасетакул, Таиланд / Германия / Франция / Великобритания / Нидерланды / Испания);
- «Зама» (Zama — 2017 г., реж. Лукресия Мартель, Аргентина / Бразилия / Испания / Доминикана / Франция / Нидерланды / Мексика / Швейцария / США / Португалия / Ливан);
- «Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens — 1921 г., реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, Германия);
- «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb — 1963 г., реж. Стэнли Кубрик, США / Великобритания);
- «Я знаю, куда я иду!» (I Know Where I'm Going! — 1945 г., реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Великобритания);
- «Жизнь и смерть полковника Блимпа» (The Life and Death of Colonel Blimp — 1943 г., реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, Великобритания);
- «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark — 1981 г., реж. Стивен Спилберг);
- «Двигаясь вперед, иногда я видел краткие проблески красоты» (As I Was Moving Ahead Occasionally I Saw Brief Glimpses of Beauty — 2000 г., реж. Йонас Мекас, США);
- «Час огней: Заметки и свидетельства о неоколониализме, насилии и освобождении» (La hora de los hornos: Notas y testimonios sobre el neocolonialismo, la violencia y la liberación — 1968 г., реж. Октавио Хетино, Фернандо Э. Соланас, Аргентина);
- «Нетерпимость» (Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages — 1916 г., реж. Дэвид Уорк Гриффит, США);
- «Гармонии Веркмейстера» (Werckmeister harmóniák — 2000 г., реж. Бела Тарр, Агнеш Храницки, Венгрия / Италия / Германия / Франция);
- «В комнате Ванды» (No Quarto da Vanda — 2000 г., реж. Педру Кошта, Португалия / Германия / Швейцария);
- «Синдромы и столетие» (Syndromes and a Century — 2006 г., реж. Апитчатпон Вирасетакул, Таиланд / Франция / Австрия).