Вот ещё один представитель семейства человеко-псовых: волкодлак. И это совсем не то, что пёсиглавец. Это оборотень. Оборотнями нас достаточно «кормили» и продолжают «кормить» кинематографисты, и мы уж достаточно поднаторели в этом вопросе. Однако не всё так просто. Сценаристы в народный фольклор вносят много своего, далёкого от того, что создала народная мудрость.
Итак, волкодлак, как он есть в мифах. Изначально это человек. Он может быть жутким колдуном, получившим возможность оборачиваться зверем и рыскать по лесам и полям. Зачем ему это надо – нам не понять. Видно, в волчьем образе колдовские делишки легче обстряпывать.
Помогает колдуну тирлич-трава, или Ведьмино зелье (по-нашему – горечавка, а ещё наричник, стародубка). Кстати, мазью, сделанной из этой травы, натиралась очаровательная Маргарита из «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Так вот, глухой ночью, под Иванов день, всякая нечисть, вроде колдунов и ведьм, собирается на Лысой горе, чтобы найти это растение. Оно бесценно для всяких чародеев, так как может превратить кого угодно в любого зверя. Дивная травка, не правда ли?.. И вот, обзаведясь таким сокровищем, как тирлич-трава, колдуны могут приступать к процессу превращения. А для этого отжимают сок растения и натирают им подмышки, это по одной версии. А по другой – утверждается, что для полного обращения нужно обмазать соком всё тело. А если намазать только руки и ноги, то это поможет в колдовстве. Видимо, у разных чародеев были свои рецепты.
Но этого мало для того, чтобы стать волком. Процесс преображения происходит более сложно. И сила колдовства при превращении настолько велика, что случаются лунные затмения! Колдун ищет осиновый (и никакой другой!) пень и втыкает в него двенадцать ножей, ни больше – ни меньше. А потом нужно ещё умудриться перекинуться слева направо (ни в коем случае не перепутать!) через этот пень с ножами. Во теперь всё: можно мчаться хвостато-зубастым серым зверем куда душе угодно. Злодеи приобретают такую мощь, что могут в одно мгновение преодолевать огромнейшие расстояния, и обычным людям, имевшим несчастье наблюдать за колдовскими перемещениями, кажется, что зверь находится в нескольких местах одновременно.
А когда делишки сделаны – снова к пню. Стоит опять перекинуться через ножи, только теперь наоборот, справа налево, - и ты снова человек. Однако есть один небольшой, но очень существенный нюансик: если какой-то недоброжелатель уберёт хоть один нож – не бывать волкодлаку больше человеком. На всю жизнь останется зверем.
Всё сложное чудо-превращение касается только колдунов. Но волкодлаком может стать и обычный человек. Например, в народе утверждалось, что колдуны могли превращать в волков целые свадебные поезда, перебрасывая через дорогу некий заколдованный предмет. Хорошо так: не поладил с соседями – и на тебе, избавился от них и всей их родни одним махом.
А ещё становится оборотнем простой мужик, если очень сильно досадил жене или тёще, и какая-то из этих женщин (а может, и обе) его прокляли.
И вот здесь стоит отметить, что обычный человек, превращаясь в волка внешне, внутренне остаётся человеком: он мыслит, как человек, старается поступать, как человек, есть людскую пищу, не зверствует, не нападает на людей, даже как-то молиться пытается. А помочь ему в беде, видимо, может только самый сильный колдун, да и то не факт.
А вот чародеи не отличаются особым гуманизмом. Они ненавидят людей и стараются всячески им вредить.
Вот такого интересного персонажа создала народная фантазия, и это просто клондайк для фантастических сюжетов.