Часть первая. Сохранение традиций.
Часть вторая. Троица и Филиокве.
Часть третья. Христология и Сотериология.
Экклезиология
Православные не менее уникальны и по своей церковной структуре. У римо-католиков есть Папа, у англиканцев есть королева и архиепископ Кентерберийский, у малоцерковных протестантов часто нет всемирного церковного главы, а у восточных православных есть свой Вселенский Патриарх. Вселенского Патриарха отличает от других мировых лидеров христианства тот факт, что он является признанным «главой» Православия — православными и неправославными. Тем не менее, будучи «главой» общины (или конгломерата) православных конфессий, он не обладает такой же универсальной властью над всемирной Православной Церковью, какую можно было бы ожидать, если сравнить его должность с папой или архиепископом Кентерберийским. Иными словами, он действует, скорее, как символ того факта, что все различные подконфессии православия объединены в общении и по сути являются «одной Церковью», но каждая из четырнадцати автокефальных конфессий православия имеет своего Патриарха, который имеет власть над этой деноминацией и возглавляет ее. С другой стороны, Вселенский Патриарх не «управляет» ни одной из ветвей или деноминаций восточного православия. Скорее, он председательствует и представляет.
Греческая православная архиепископия Америки предложила такое объяснение его роли:
«Как (первый) епископ Православной Церкви, Вселенский Патриарх выступает с различными инициативами всеправославного характера, координируя при этом отношения между другими Церквами Православного Общения, а также отношения между Православием в целом и другими мировыми религиями. Таким образом, он созывает и председательствует на соборах и всеправославных собраниях; … [и] предоставляет автокефальный статус поместным церквям, которые стали достаточно зрелыми, чтобы быть возведенными в этот церковный сан».
Кроме того, в то время как Римско-католическая церковь считает, что Папа имеет возможность безошибочно высказываться по вопросам догмы и морали, восточная православная традиция последовательно утверждает, что ни один человек — Папа, патриарх или Личность — есть нечто большее, чем человек, и поэтому никто не может претендовать на непогрешимость — церковно, теологически или иным образом. В этом отношении православные очень похожи на различные протестантские конфессии и сильно отличаются от католической церкви. Когда власть Вселенского Патриарха полностью занята, лучше не рассматривать Патриарха как эквивалент «папы» этой традиции. Он не обладает эквивалентной властью, на самом деле не занимает аналогичного положения, и у него есть роли и обязанности, которые сильно отличаются от многих ролей и обязанностей католического Папы (или даже англиканского архиепископа Кентерберийского). Это также отличает Православие от других высокоцерковных христианских конфессий.
Часть пятая. Духовное безбрачие и Грехопадение.
Еще по теме: