Интернет заголовками сообщает: «в России происходит сокращение русского населения».
В предыдущей статье выяснили сокращение русского населения идет не потому, что умирает много, а потому что рождается мало.
Рассмотрим Московскую область, график 1.
Вспомним, как 10 лет с 2008 года лились с экрана ТВ пылкие многословные рассуждения и надежды: «материнский капитал» — это то средство, которое решит проблему сокращения рождений.
И основания для пылких многословных рассуждений вроде бы были. Ведь масштаб мер «материнского капитала» впечатляет:
Первая — ежемесячные пособие женщинам для ухода за ребенком до его трёхлетия.
Вторая — повышение пособий по беременности и родам.
Третья — родовые сертификаты, гарантирующие будущей маме бесплатную медицинскую помощь во время беременности, родов и после рождения ребенка.
Четвертая — использование «материнского капитала» для улучшения жилищных условий матерей.
Пятая — использование «материнского капитала» для образования детей, при условии, что они не закончили обучение.
Шестая — «материнский капитал» может быть направлен на накопительную пенсию матери.
Читая этот перечень мер, возникает ощущение такой масштабности, что «материнский капитал» — уж, точно решит проблему рождаемости и сокращения русского населения России!
С налёту, взглянув на график 2 числа родившихся, можно сразу заявлять: вот он результат «материнского капитала» в Московской области. Сразу с 2008 года идет равномерный прирост числа родившихся.
Но число рождений зависит не только от «материнского капитала». Оно зависит ещё и от числа матерей, родивших этих детей. 95% рождений приходится на женщин возраста 20-40 лет. Эти матери были рождены на 20 лет раньше, в 1968-1988-х. Смотрим динамику графика 2.
Видите, в динамике родившихся в 1968-1989 годы, внушительный прирост. Половина прироста — мальчики, половина — девочки., которые к 2008 году выросли в матерей. Для вычисления прироста матерей, берем результаты переписи 2010. Смотрим возрастную структуру Московской области. Находим числа женщин возрастов от 23 до 40-лет. Вычисляем прирост матерей.
Так что, уважаемые руководители, оценивая эффективность «материнского капитала», будьте любезны, из прироста детей, родившихся в 2008-2016 годы, вычтите прирост их матерей, родившихся в 1968-1988 годы.
Должны огорчить вас. Результат вычислений вас не обрадует. Он покажет очень малый эффект «материнского капитала» в Московской области — (3-3,5)%.
Это даже меньше КПД паровоза — около 4%. Треть угля, который везли из Воркуты на Череповецкий металлургический комбинат, сжигалась в топках паровозов, которые везли составы с этим углем. Поэтому паровозы и вывели из эксплуатации.
Когда сходу читали перечень мер «материнского капитала», возникало ощущение масштабности мер, что они уж, точно решат демографическую проблему России.
А сейчас, численно проверив его эффективность (3-3,5)%, стало очевидно, что меры «материнского капитала» не смогут решить проблему сокращения русского населения России.
Ведь эти меры не смогли преодолеть даже «демографическое эхо», которое начало действовать с 2017 года. Число родившихся к 2023 году рухнуло на ТРЕТЬ от значения 2016 года. «Эхо» будет действовать и во второй половине 2020-х. Ведь оно пропорционально структуре женщин, родившихся во второй половине 1990-х и первой половине 2000-х.
Среди причин, мешающих и тормозящих рождение русских детей, есть такие, которые следует рассмотреть внимательно.
Первая причина. При выработке мер правительство оставило «на берегу» мужей-отцов. А может вообще «выкинуло за борт», полагая что «правительственный корабль» и без них наплодит необходимое для страны количество детей.
Вот только годы идут, а на «корабле» приплода детей нет. (А «на берегу» в русских областях на 10 браков — 6-7 разводов).
Вторая причина, которую надо особо выделить — это тормозящая роль коэффициента рождаемости (число родившихся детей на одну женщину репродуктивного возраста). Этот коэффициент самый вредоносный из всей полусотни коэффициентов «неофлогистона».
Установленный «в верхах» коэффициент рождаемости 1,82, очень удобен для доклада старшему начальнику: "У нас в области коэффициент рождаемости 1,83". И оба начальника «с чувством глубокого удовлетворения» кивают головой друг другу. Старший доволен, что коэффициент работает. А младший - задание выполнено. Вот только рождения детей от такого "выполнения" не прибавилось.
В реальной жизни, «на земле», в русском народе никогда не меряли количество детей в семье каким-то коэффициентом! В русской жизни давно существует традиция посматривать — «как у соседей», «как в соседнем селе».
Эту традицию недоброжелатели называют — это «русская зависть». Конечно, «на чужой роток не накинешь платок». А в реальной жизни традиция посматривать, «как у соседей» — это стремление придерживаться нормы, сложившейся на сегодняшний день.
Традиция посматривать: «как у соседа» влияла и и на число детей в семье. Она создавала НОРМУ числа детей в семье для молодого поколения. (Конечно, эта норма не постоянная, она изменялась).
Так в 1950-х в русских областях действовала НОРМА — семья с ТРЕМИ детьми. (Когда говорят: «у моей бабушки 10 детей» или «а у моей тети 8 детей» — это не аргумент для математики больших чисел).
Посмотрите еще раз на график 1. Видите, как с 1945 года, после Победы в Великой Отечественной войне, число рожденных детей очень быстро увеличивалось. Это действовала традиция, НОРМА — семья с ТРЕМИ детьми. А ведь в 1950-х ТРЕТЬ мужей в молодых семьях — это были инвалиды, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны. И тем не менее НОРМА — семья с ТРЕМИ детьми действовала и действовала успешно в 1950-х годах. В 1960-х НОРМА изменилась на семью с двумя детьми. Но это не значит, что НОРМУ — семья с ТРЕМИ детьми, невозможно восстановить.
Если бы, вместо коэффициента 1,82, придуманного академическими демографами, в Кремле действовали по разработке НОРМЫ — трое детей в семье и способствовали её реализации, то не было бы нынешнего плачевного сокращения населения России
Третья причина, разрушившая ценность и значимость рождения детей — это внедрение в Россию «либеральной морали», со всеми её прелестями: проституцией, сексуальными извращениями, внушением: «главное для женщины – карьера». На ТВ законодателями «моды» стали вертихвостки без детей, с несколькими разводами.
Результат внедрения «либеральной морали»: уже в 1990-х в молодых семьях – один ребенок или вообще ни одного. (А ведь в 1980-х НОРМОЙ в русских семьях России был настрой на двоих детей, у многих – на троих).
Смотрите по графику 2, как «либеральная мораль» в 1990-х сократила число родившихся в России.
В обвале 1990-х две составляющие: «демографическое эхо» от обвала 1960-х и внедрение «либеральной морали».
По самой природе «эхо» в 1990-х не может быть больше 40%, от вызвавшего его обвала 1960-х. А обвал в 1990-х существенно больше обвала 1960-х. Так что основная доля обвала 1990-х — это действие внедрения в Россию «либеральной морали».
Надо признать: «либеральная мораль», внедренная в 1990-х в Россию, опустила мораль русских людей «ниже пояса». Сделано это было за несколько лет. А чтобы поднять мораль «до мозгов» — потребуется два поколения. Смотрим еще раз Московскую область, график 1. По числу родившихся детей ясно, чтобы прекратилось сокращение населения Московской области — нужно чтобы динамика родившихся детей пересекла верхнюю белую линию области построения.
А это невозможно, если в России по прежнему будут надеяться на меры «материнского капитала» с его малой эффективностью и не устранят три выше рассмотренные причины, мешающие и тормозящие рождения русских детей.
По теме: как образуется «демографические эхо» — читайте статью «Численность населения России через 20 лет»
Понравилась статья или не понравилась статья, автор все равно признателен за лайк и пoдписку на канал.
.