Найти тему

Почему дети становятся изгоями?

Голубые глаза. Он смотрит на часы и мысленно считает минуты до перерыва. В этих глазах не было радости, только тихая боль и обида.

Теперь они снова смотрят на него, причиняют боль, злобно улыбаются. Почему они, его одноклассники, так к нему относятся? Что он сделал плохого? И как им перестать быть изгоями в классе? К сожалению, такие дети есть почти в каждом классе. У любого нормального родителя разрывается сердце, когда он узнает, что его собственный ребенок, которого так тщательно воспитывали, выпал из детского коллектива. Что можно сделать, чтобы избежать такой ситуации?


Всегда легче предотвратить ситуацию, чем бороться с ее последствиями. Помните знаменитый фильм "Чучело"? Отличный пример отверженного ребенка. Когда Лена приходит в свой новый класс в шестом классе, одноклассники улыбаются ей в лицо, но ее поведение ясно показывает, что они ее презирают. Ученики в ее классе - самые стереотипные из всех: Шмакова (первая девочка в классе, которая никогда не делает ничего, что ей не выгодно), Попов (прихвостень Шмаковой), Попов (прихвостень Шмаковой), Шмакова (Шмакова - первая девочка в классе, которая никогда не делает ничего, что ей не выгодно), Попов (преследователь и представитель Шмаковой), Валька (бедный мальчик, убежденный, что счастье - это много денег), Марина (мечтает уйти из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не влюблен в Лену) и Сомов (сын богатой семьи, имеющей большую власть в классе). Лена не пользуется популярностью, потому что все считают ее такой же капризной, как ее дедушка, которого местные жители называют "Мишка Слива". Она настолько одержима коллекционированием картин, что носит пальто, которое давно порвалось от возраста. Он пытается завоевать уважение мальчиков, улыбаясь и соглашаясь с ними, когда они высмеивают его и его дедушку, но это не приносит результата. Класс не понимает его поведения и прозвал его "боязливым котом", а он старается не обижаться. Даже после того, как дети понимают, что Лена прекрасна и что они совершили большую ошибку, не поговорив с ней, Лене приходится уехать из города, потому что она больше не хочет ходить в эту школу. В финальной сцене дети пишут на доске название школы: "Чучело, прости нас!". Но кто вернет детям веру в человечность и доброту? Лена, среди прочих, все еще остается "чучелом".С одной стороны, хорошие учителя, добрый дедушка, пионеры, воспитанные в духе социализма - а с другой, Лена была изгоем. Бойкота и унижений было не избежать, был только один выход - уйти из школы, переехать в другой город. Почему так произошло? В психологии существует "теория изгоев": в каждой группе детей есть популярные и менее популярные дети. Есть активные, уходящие из школы дети и одинокие, тихие дети. Одни довольствуются ролью второго сорта в классе, другие страдают от этой ситуации, но не знают, как ее изменить. Некоторые дети настолько стремятся быть в центре внимания, занимать лидирующие позиции, не умея вести себя в соответствии с собственными стандартами, выбирая неподобающее поведение, что им достается "меньше" внимания - они становятся объектом насмешек и презрения. И такие дети, активно отвергающие своих сверстников, - явление, к сожалению, распространенное и непростое. Итак, вот 3 основные причины, по которым дети становятся отвергнутыми в игровых группах:


1. Внешний вид. Основными причинами отвержения являются: внешний вид ребенка, рост, одежда, прическа. Особенно на ранних стадиях. Позже, когда он приобретет авторитет, он может экспериментировать сколько угодно. Ту же Леночку ненавидели из-за "серости". В детском обществе людей встречают именно по одежке. Обувь, аксессуары - на это тоже нужно обращать внимание, чтобы ребенок не стал объектом насмешек. По моему опыту, одного мальчика (хорошо учившегося) одноклассники дразнили за то, что у него свалилась обувь.

2. Поведение. Здесь нужно использовать золотую середину, т.е. на детском языке "не выпендриваться" и "не подкалывать". Дети чувствуют слабости людей и сразу же наносят ответный удар. Как они позже написали: "Какие мы жестокие дети, удивительно, что мы можем быть такими". Научите ребенка отстаивать свое мнение, быть уверенным в себе. Вот еще один случай из моего опыта. он не слушал... он мог начать кричать, мог упасть... он мог залезть на балкон, мог обливать девочек водой... Через три дня я его выгнала. Это пример негативного поведения, которое лежит в основе отказа. Но и позитивное поведение может быть основой отвержения. Вот случай, описанный одним консультантом: "В моей группе была девочка. Солнышко. Чудо. Самая популярная девочка в группе, семь лет, зовут Дашенька. Она очень искренняя, милая, добрая, детская - но ее 6-8-летние друзья ругали ее, писали ей плохие записки, обзывали, не давали спать, прятали вещи. Они издевались над ней, как могли. Она никогда не плакала, иногда приходила и говорила, что девочки называют ее "сучкой" или не дают спать. Ничего не помогало, что бы я ни говорила девочкам, они все равно ее как-то избивали. Потом старший пионервожатый случайно заметил и сказал, что поговорит с ней и больше такого не повторится. Он так и сделал. Это случилось снова. Он сделал это во второй раз. Это случилось снова. Я не стала рассказывать ей об этом, но попыталась справиться с ситуацией сама. Я сидела с девочками, говорила о жизни, о доброте, о дружбе. Я пела перед ними для Дасы, давала ей пять баллов за чистоту (она их заслужила, кстати, обычно у девочек было 2-3 балла), и она участвовала в моих выступлениях. Конечно, они никогда не были подругами - но они меньше ее боялись. Девочки также были из очень плохих семей и рассказывали мне, как их родители били, оскорбляли и унижали их, поэтому я заставляла их говорить о семье, об отношениях между родителями и детьми, и это показывало им, как неправильно унижать Дашу! Это как закон - в любом коллективе люди, особенно дети, ищут слабейшего. Поведение ребенка очень зависит от его родителей, поэтому прежде чем вести ребенка в какой-либо детский коллектив (клуб, лагерь, класс и т.д.), познакомьтесь с родителями детей. Ведь, как писал немецкий поэт Себастьян Брандт, живший в середине 18 века: "Ребенок усваивает, что родители, которых он видит дома, являются для него примером".


3. Самооценка. Она проявляется в поведении, в умении подать себя.
Психологи говорят, что нет завышенной самооценки (это то, что не нравится детям в сверстниках, как и заниженная), есть компенсация заниженной, просто проявления разные. Это все способ привлечь внимание. Любой ценой. Неохотное приближение к сверстникам или высокомерное общение с ними приводит лишь к остракизму. Поэтому, как родители, окружите своего ребенка вниманием и любовью, разговаривайте с ним, объясняйте, как формируются человеческие отношения, чтобы ребенок чувствовал себя личностью, был сильным психологически. Как говорят сами дети, выражая рецепт успеха в детском коллективе: "Будьте проще, и у них все получится".