В интервью для Guitar World гитарист Queen Брайан Мэй рассказал о создании легендарной песни "We Will Rock You". Ниже приведены выдержки из беседы.
В 1977 году, в год панк-рока, Queen ответили на него альбомом "News Of The World", состоящим из более коротких и напористых песен, и "We Will Rock You" — самая короткая и напористая из всех. Это, бесспорно, величайший рок-гимн всех времён. Как вам удалось создать нечто настолько простое и эффектное?
«Песня родилась однажды ночью в Бингли Холле в Мидлендсе. Мы были группой, у которой дела шли довольно неплохо, у нас были постоянные поклонники, и на концертах аудитория подпевала нашим песням. И нас это очень раздражало!»
Серьёзно? Почему?
«Потому что мы думали: "Люди, просто послушайте. Мы очень много работаем, так что, чёрт возьми, слушайте!" Но они были неудержимы. И в этот конкретный вечер они пели каждое слово каждой песни, что было довольно необычно в то время. Я имею в виду, я ходил на концерт Led Zeppelin и не припомню, чтобы люди пели под "Communication Breakdown или что там они играли.
Когда Zeppelin играли, люди слушали. Они мотали головой и слушали. И я подумал о наших концертах: почему бы вам, yблюдки, не послушать, вместо того чтобы петь? В общем, в тот вечер в Бингли Холл мы сошли со сцены и все смотрели друг на друга в изумлении, потому что всё это пение из зала было просто экстремальным.
И я сказал Фредди: "Может быть, вместо того, чтобы бороться с этим, мы должны поощрять это? Может быть, мы должны использовать эту энергию, которая, похоже, существует". И мы все согласились, что это нечто по-настоящему интересное, с чем мы должны поэкспериментировать — позволить зрителям стать участниками шоу.
Я подумал: "Что можно попросить зрителей сделать, если все они собрались на концерте? Они мало что могут сделать, кроме как топать ногами и хлопать в ладоши, но они также могут петь. А если они могут петь, то что они будут петь?" И тогда я услышал в своей голове: "We will, we will rock you!"
Я надеялся, что это сработает. У нас будет песня, которую будут исполнять слушатели. Вот почему здесь нет барабанов — только стук и хлопки, которые мы создавали вчетвером. К счастью, в студии в Уэссексе, в Северном Лондоне, мы нашли куски старой барабанной установки, которая идеально подходила для этого.
И с помощью Майка Стоуна я разработал целую систему мультитрекинга с различными задержками, чтобы заставить всё звучать масштабно, но без эха. Здесь нет эха. Так что песня звучит так, как будто ты находишься посреди тысячи людей, хлопающих в ладоши. Затем мы наложили другие элементы.
Я очень переживал по этому поводу, потому что мне казалось, что это слишком просто. И я не был уверен, что это будет звучать как настоящая песня. Но как только я услышал, как её поёт Фредди, я начал чувствовать себя более уверенно, потому что он звучал как бунтарь. Звучало так, будто он собирался подтолкнуть аудиторию к участию в процессе. Так что всё это было направлено на вовлечение аудитории, на живое взаимодействие. И каким-то образом всё сработало».
Разделяли ли остальные участники группы вашу веру в эту песню?
«Я помню, что у Роджера были серьёзные сомнения на этот счёт. И он точно не хотел ставить её в начало альбома. Он сказал тогда: "Ни одна радиостанция никогда не будет её крутить! Она не похожа на рок-песню". Но я боролся за эту композицию. И обычно я не выигрывал подобные споры, но в этот раз я победил. Так что она попала в начало альбома.
И ещё я подумал, что мы должны объединить "We Will Rock You" и "We Are The Champions", чтобы они были в паре. И это сработало — отчасти потому, что у этих песен одна и та же цель, они обе подстёгивают аудиторию, вовлекают её, относятся к аудитории инклюзивно — и отчасти потому, что это имело подобный музыкальный смысл. Это просто хорошо сработало.
Так что она попала в начало альбома, и это был сингл — два трека вместе. Сингл занял четвёртое место в Америке, стал большим хитом во всём мире. И всё это в корне изменило нашу жизнь. Потому что с того момента мы придерживались этого решения — мы стали группой, которая поощряет участие аудитории. Мы начинали не с этого, но это стало чем-то значимым для нас.
Возможно, сейчас это звучит очень очевидно, потому что все заставляют аудиторию хлопать и подпевать, но в те времена рок-н-ролл был не таким. И я думаю, что это был подарок небес. Оглядываясь назад, можно сказать, что это не было ошибкой — но в то время это был радикальный ход».
В связи с этим вы можете сказать, что без "We Will Rock You" не было бы "Radio Ga Ga"?
«Да. И многого другого. Многих вещей. И, конечно, никогда не знаешь, как люди отреагируют на песню. Но можно лишь надеяться».
А гитарное соло в "We Will Rock You" — о чём вы думали, когда его создавали?
«Это не было запланировано. Я просто хотел зажигать! Но я хотел нарушить и эту границу — ведь все ставят гитарные соло в середину песни, а я не хотел этого делать. Я хотел, чтобы эта песня звучала вместе с аудиторией, и это привело бы меня на сцену, чтобы гитарное соло стало кульминацией песни.
В то время это было довольно необычно, и я не могу припомнить другой такой песни. Так что это было сделано намеренно. А тот маленький рифф, что в середине, наверное, был у меня в голове. Но когда я собирался сыграть на гитаре, я не думаю, что у меня был какой-то план.
Мы играли и играли песню, и я пытался представить себя на сцене: "Что бы люди хотели услышать, и что бы я хотел почувствовать?" Я играл несколько минут, а мы просто выбирали те фрагменты, которые нам нравились».