В Пушкинском музее проходит выставка «Шлиман. Троя рядом», которая приурочена к двум юбилеям: 200-летию со дня рождения Генриха Шлимана, археолога-самоучки, совершившего многочисленные открытия в Малой Азии и на Пелопоннесе, и 150-летию его находки знаменитого «Золота Трои».
Перипетий насыщенной и динамичной жизни Шлимана хватило бы на десятки остросюжетных романов. Сын бедного немецкого пастора проявил себя как полиглот, неутомимый путешественник-исследователь, археолог-самоучка, авантюрист и коммерсант, один из самых богатых в мире. Именно благодаря Генриху Шлиману человечество убедилось в подлинности Троянской войны, считавшейся долгое время лишь красивой легендой. Воспользовавшись гомеровской «Илиадой» как путеводителем, Шлиман раскопал Трою и Микены.
Почти двадцать лет жизни Шлимана связаны с Россией. Здесь он сколотил капитал, без которого невозможно было открытие Трои. Его первой женой была Екатерина Петровна Лыжина.
В 1852 году тридцатилетний Шлиман женился на восемнадцатилетней Екатерине в надежде, что она та самая женщина, которая будет любить его не ради его денег, а ради него самого. Очень быстро обнаружилось, что каждый из супругов живет своей жизнью. Все попытки приобщить жену к своим интересам успеха не имели, а его увлечение древнегреческим языком и мечты о раскопках Трои выводили ее из себя.
После безуспешных попыток добиться взаимопонимания, Шлиман развелся с женой, щедро обеспечив будущее своих троих детей, и навсегда покинул Россию. Он изучил древнегреческий язык и решил раскопать Трою, которую воспел Гомер. Перед поездкой в Грецию Шлиман пишет в Афины письмо старому другу, архиепископу Теоклетису, с необычной просьбой: «Найдите мне жену. Пусть она будет бедной, но образованной… Главное условие – доброе любящее сердце». Было и еще одно условие: избранница должна любить Гомера!
Избранницей Шлимана стала семнадцатилетняя Софья Энгастроменос.
Во время свадебного путешествия на корабле «Афродита» Шлиман рассказал ей, как в юности работал рассыльным, потом конторским служащим, как постепенно занялся бизнесом, возглавил филиал «Шредер и К» в Петербурге, стал почётным гражданином города, купцом первой гильдии, женился… Софья подарила Шлиману то, о чем он так долго мечтал: любовь, заботу и ласку, взаимопонимание и поддержку. Она верила в его дело и поддерживала этой верой в самые трудные дни.
Пытаясь найти легендарную Трою, в процессе раскопок Шлиман повредил культурный слой, на котором Троя располагалась, но параллельно он открыл совершенно новую, неизвестную цивилизацию. Он сам понял, что «прокопал свою Трою», и страшно сокрушался, но от своей мечты не отказался и осуществил ее. Шлиману удалось найти фантастический, сказочный клад, то, что теперь называют «золотом Шлимана».
Вес найденного им золота измерялся килограммами, это более 250 музейных экспонатов. Сделав детальную опись всех украшений, он надел их на Софью и сделал дагерротип. Этот портрет обошел все издания мира.
Генрих Шлиман скончался в 1891 году. Он похоронен в Греции как особо заслуженный человек — в гробнице, похожей на храм. Между колоннами стоит его большой мраморный бюст, над ним на карнизе начертаны два слова: «Герою Шлиману» — его помнят и в сегодняшней Элладе.
Первые скандалы с кладами вспыхнули еще при жизни первооткрывателя. Поскольку Шлиман незаконно вывез из Турции «Клад Приама», турецкое правительство затеяло против него судебный процесс. Проиграв суд, Шлиман платит компенсацию в пять раз больше, чем потребовали турки, и таким образом налаживает отношения с турецкими властями, и они прекращают судебное преследование.
Шлиман был бы счастлив до конца жизни любоваться Троянским золотом в своем доме, но он понимал, что, являясь частной собственностью, его дальнейшая судьба может быть непредсказуемой. Он решил предложить клад Греции, однако Греция отказалась, поскольку сокровища нелегально были вывезены из Турции, и принятие подарка спровоцировало бы обострение ее отношений с Турцией. Шлиман пытался продать свои находки в Лувр, Британский музей, Эрмитаж и другие музеи, но безуспешно – всякий раз возникали финансовые и дипломатические проблемы. В 1881 году Шлиман дарит сокровища Германии, благодарный Берлин объявляет его почетным гражданином города. Вплоть до 1939 года коллекция Шлимана была выставлена в Берлинском музее первобытной и древней истории.
С началом Второй мировой войны по приказу Гитлера все экспонаты из драгоценных металлов были спрятаны в банковские сейфы, а в 1941 году их перевезли в бункер одной из башен ПВО на территории Берлинского зоопарка. Весной 1945 года этот район непрерывно бомбили, и он превратился в руины. Однако башня, в которой хранилось Золото Трои, не пострадала! Несмотря на приказ Гитлера, директор музея на свой страх и риск решил не вывозить золото из Берлина. Когда в мае 1945 года в столицу Третьего рейха вошли советские войска, он передал три запечатанных ящика советской экспертной комиссии, и в обстановке строжайшей секретности они были вывезены в СССР. Эту тайну директор берлинского музея хранил до своей смерти. Почему история с золотом Шлимана оказалась окутана такой плотной завесой секретности, остается загадкой. Неизвестно, было ли на этот счет личное указание Сталина или это была инициатива либо Военного совета 5-й Ударной армии, либо Комитета по делам искусств СССР. Кто бы в год Победы усомнился в справедливости вывоза этого военного трофея в счет компенсации понесенного нашей страной ущерба?
Вплоть до 90-х годов эта коллекция оставалась засекреченной и нигде не экспонировалась. В мире считали Золото Трои утраченным. Выставка «Сокровища Трои из раскопок Шлимана» в Пушкинском музее в апреле 1996 года стала мировой сенсацией.
Нынешняя выставка – это цифровой проект, созданный участниками молодежных программ и научными сотрудниками отдела искусства и археологии Античного мира Пушкинского музея. Здесь представлены оригинальные издания книг Шлимана и его находки в Трое, в том числе «Клад Приама».