«Президент России Владимир Путин подписал федеральные конституционные законы о вхождении в состав России Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Херсонской и Запорожской областей. Документы опубликованы на официальном портале правовой информации.
3 октября 2022 года за ратификацию договоров о включении регионов в состав России проголосовала Госдума, 4 октября документы одобрил Совет Федерации.»[1]
Это событие явилось логическим завершением всего происходящего на Украине с 2014 года и дало старт началу интеграционного процесса во всех сферах жизнедеятельности государства: политической, правовой, экономической, социальной, военной и других.
Естественно, в ходе этого процесса наиболее болезненные точки проявились при вхождении вооружённых формирований Луганской и Донецкой народных республик, Херсонской и Запорожской областей в состав вооружённых сил Российской Федерации.
«Трудностей хватает (пишет Алексей Иванов в своей статье «Серьёзная тема о ситуации с «ненастоящими офицерами» Донбасса»). В частности, проблема заключается в военной бюрократии - куда же без этого? Не учитываются характерные для сражающегося Донбасса моменты. Якобы начали увольнять боевых офицеров с громадным опытом из-за несоответствия нормам армии мирного времени. Мол, "ненастоящие". Академий не заканчивали, маршируют хреново. Да ещё, того и гляди, брякнут чего-нибудь неудобное.»[2]
На эту проблему пытался обратить внимание Военкор Александр Сладков, который написал текст "Судьба офицеров корпусов ЛДНР в составе Минобороны России": "Для начала стоит объяснить, о ком идёт речь и в чём состоит проблема. За 8 лет войны в Донбассе сформировалась своя армия, и МВД (плюс Внутренние войска), и Госбезопасность. Соответственно, за долгие годы боевых действий было воспитано большое количество офицеров, не по образованию и дипломам, а по умению командовать и воевать в крайне суровых условиях. Они и сейчас руководят великолепными, боеспособными бригадами и полками. Надо учесть, что все эти офицеры начинали командовать ещё отрядами добровольческого ополчения Русской весны, и свой авторитет заработали в этой вооружённой массе... Разбрасываться ими, тем более в такое кровавое время — это преступление. Почитают эти строки ответственные товарищи и, может, задумаются. А я это пишу от того, что уже отстаивал эту позицию на высоком уровне. Не был услышан. Мы вышвыриваем на гражданку людей, за которыми в бой идут тысячи подчинённых. Зачем?"»[3]
В данной ситуации конечно же обязательно необходимо разобраться. Главное понять, что является критерием для понижения в должности или увольнения такого «ненастоящее офицера», - низкое качество руководства подразделениями/частями, приводящее к срыву боевых задач и к большим необоснованным потерям или к чисто формальным признакам (наличие среднего или высшего военного образования, слабая строевая выучка, возраст, невыполнение норм физической подготовки и тому подобное)?
Очень важно с этим тщательно, объективно и грамотно разобраться. Хорошо воевать на должности от командира взвода до командира батальона, а иногда и до полка, дивизии могут люди и без специального военного образования, прошедшие огромную школу военно-полевой жизни!
Аргументами, подтверждающими этот тезис, являются:
Во-первых, с начала 2014 года, включая и период с 05.10.2022 года, и по настоящее время, «ненастоящие офицеры» луганской и донецкой народных милиций успешно вели боевые действия против намного превосходящего по живой силе и материально-техническому обеспечению противника состоящего из националистических формирований и ВСУ (надо заметить, что они воевали и до сих пор воюют реально без каких-либо ротаций).
Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны:
- во время ВОВ, особенно в начале боевых действий, когда продолжительность жизни офицеров на передовой исчислялась часами, наиболее подготовленные бойцы, не боящиеся ответственности, принимали на себя командование и успешно руководили подразделениями, часто доходя до значительных армейских должностей, не имея «классического» военного образования. Главную оценку их деятельности давала жизнь – это достижение победы и сохранение жизни подчинённых;
- широко развёрнутое в стране, успешное партизанское движение. Ярким примером этому являются ратные дела Сидора Артемьевича Ковпака, который имел боевой опыт только в качестве рядового царской армии.
К 1941 г. Ковпак был уже немолодым человеком. По возрасту и состоянию здоровья Ковпак не мог вернуться на действительную военную службу, зато он обладал обширным организаторским опытом, от работника торговой лавки до трофейной команды и гражданского руководителя. Поэтому, несмотря на угрозу оккупации, Сидор Артемьевич остался и занялся привычной организационной работой – он создавал в Путивле партизанский отряд, подготавливая в числе прочего основу для будущих действий, то есть базы и схроны.
Даже в сорок втором, ставшем для СССР черным годом, Ковпак и его соратники выстояли. В мае 1942 г. Сидор Артемьевич был удостоен звания Героя Советского Союза, а в апреле 1943 г. Сидор Ковпак был удостоен звания генерал-майора. [4]
В-третьих, солдаты российской армии, например времён Суворова А. В., получившие реальный боевой опыт, показавшие чудеса храбрости и огромную военную смекалку представлялись к офицерским званиям и получали дворянство (без наличия военного образования, а благодаря своим блестящим действиям и глубокому пониманию складывающейся ситуации, полученному опыту в ходе боевых действий).
Одним из важнейших учредительных актов в истории императорской России, сильно затронувшим жизнь служилого сословия и порядка продвижения по службе, была Табель о рангах, ставшая законом 24 января 1722 г.
В «Табели…» продвижение по военной…службе увязывалось с присвоением дворянства. Уже по указу 16 января 1712 г. рядовой недворянского происхождения, дослужившись до обер-офицерского чина (естественно он не заканчивал никаких военно-учебных заведений), получал потомственное дворянство. Указами 1714 и 1719 гг. подтверждалась возможность получения офицерского чина человеком низкого происхождения, а указом 1721 г. подтверждалось включение всех офицеров и их детей в состав дворянского сословия.[5]
В-четвёртых, в 60–70 годах двадцатого века в пограничных войсках КГБ СССР активно осуществлялась практика укомплектования подразделений уровня взвод, рота, пограничная застава, пограничный пост офицерами по партийному набору (это были лица, в лучшем случае отслужившие срочную службу в рядах советской армии, военно-морского флота, в пограничных войсках или МВД и показавшие в трудовых коллективах высокие моральные качества). Данная мера осуществлялась после массового сокращения офицерского корпуса, в том числе закрытия военных училищ с целью резкого сокращения численности должностей офицерского состава. Увольнялись даже офицеры сразу после выпуска из военных училищ. В результате этой акции появился критический некомплект офицеров пограничных застав. Когда автор статьи после окончания Московского высшего пограничного командного краснознамённого училища КГБ СССР в 1975 году прибыл для дальнейшего прохождения службы в Среднеазиатский пограничный округ таких офицеров во всех подразделениях пограничных отрядов округа было немало и, кстати, они прекрасно справлялись со своим служебными обязанностями. Военное образование им дали экстерном.
Не подлежит сомнению, что эти «ненастоящие офицеры» Донбасса являются настоящим достоянием нашей страны.
Кроме того, нецелесообразно отмахиваться от афоризма, имеющего глубокую жизненную историю (более 150 лет), который гласит - Коней на переправе не меняют.
Смысл данного афоризма заключен в простой и здравой истине. Любая ответственная ситуация должна быть доведена до конца и менять свои планы не закончив дело неразумно.
Нет смысла менять кого-то, из сложившейся, проверенной практикой команды в ответственные моменты СВО. Пусть эти люди и не очень соответствуют формальным критериям для этих должностей в мирной жизни. Зато они прошли уже многие испытания. Много чего о них могут сказать их командиры и подчинённые и самое главное – они знают, чего от них можно ожидать в разных критических ситуациях и на что рассчитывать. А тут "переправа".
СВО – это каждый день экстремальная ситуация, где очень важными могут оказаться качества, навыки того, кого в настоящий момент в период кадровых решений в рамках интеграции луганской и донецкой народных милиций в ВС РФ стремятся заменить. Лучше пройти этот момент вместе с проверенными людьми. А кода уже минует эта ситуация, тогда можно думать об их замене.
В качестве вывода:
Однозначно нельзя трогать этих людей до успешного завершения СВО, до юридического и фактического достижения нами безоговорочной победы. После достижения ВС РФ долгожданной победы большинство из них сами не захотят продолжать военную карьеру, скорее всего вернутся домой для ликвидации последствий этой войны (для них с 2014 года и по настоящее время происходящие события по факту являются гражданской войной, которую все эти годы Украина вела против жителей Донбасса). Тех же, кто по возрасту решит продолжить военную службу, целесообразно направить на переподготовку, примерно на 6-месячные курсы, где им «вошьют соответствующий ВУСу кант». Такой опыт был в СССР. В пограничных войсках КГБ СССР подобные курсы (экстернаты) активно работали параллельно с высшими военными учебными заведениями, например, их закончили многие участники событий на острове Даманский, среди них наиболее известный - герой Советского Союза Юрий Бабанский, который во время боевых действий на острове проходил срочную службу, имел звание младшего сержанта и, исходя из сложившейся обстановки, принял командование на себя, грамотно руководил боем, что позволило выиграть время и обеспечить неприкосновенность государственной границы СССР на том направлении (кстати, завершил он свою военную службу в звании генерал-лейтенанта)[6].
Система курсов переподготовки и повышения квалификации КГБ СССР была развёрнута на территории всех Союзных Республик. Именно через них шло главное укомплектование органов КГБ СССР офицерами-специалистами. Кадровый аппарат КГБ СССР отбирал выпускников вузов различных специальностей, например авиационных или железнодорожных, на этих курсах давал им необходимые специальные знания и направлял для прохождения службы в соответствующие подразделения. Главное здесь было – наличие высшего образования по конкретной специальности. В случае с «ненастоящими офицерами» Донбасса в качестве такого специального образования должен учитывается их боевой опыт и успешные действия в ходе СВО.
Нельзя «ломать людей через колено». Это лучшие граждане России, делом доказавшие свои патриотические чувства, насквозь пропитанные идеей обеспечение стабильности своей малой и нашей великой Родины.
Алексеенко В. А. - полковник в отставке (выпускник военной академии имени М. В. Фрунзе, специальность: командно-штабная, оперативно-тактическая), доктор философских наук
[1] ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области стали частью России / https://lenta.ru/brief/2022/10/05/4reg/ (дата обращения: 19.02.2023)
[2] Алексей Иванов «Серьёзная тема о ситуации с «ненастоящими офицерами» Донбасса» / https://www.zavtra.ru/events/ser_yoznaya_tema_o_situatcii_s_nenastoyashimi_ofitcerami_donbassa (дата обращения: 19.02.2023)
[3] Алексей Иванов «Серьёзная тема о ситуации с «ненастоящими офицерами» Донбасса» / https://www.zavtra.ru/events/ser_yoznaya_tema_o_situatcii_s_nenastoyashimi_ofitcerami_donbassa (дата обращения: 19.02.2023)
[4] См.: Ковпак Сидор Артемьевич: биография / https://warspot.ru/2456-sidor-kovpak-chelovek-treh-voyn (дата обращения: 19.02.2023)
[5] См.: Система чинопроизводства в российской императорской армии / https://military.wikireading.ru/17459 (дата обращения: 19.02.2023)
[6] См.: Бабанский Юрий Васильевич / https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1041 (дата обращения: 19.02.2023)