В конце XVIII – начале XIX вево в Крыму из-за выселение христиан и массовых эмиграций крымских татар произошло резкое сокращение населения. Российская администрация заселяет Новороссию в целом и Крым в частности колонистами из внутренних губерний, а также зарубежными мигрантами. Такая политика осложнила отношения местных евреев-раввинистов и переселенцев. Также отношения осложнились между караимской и раввинистической общинами Крыма. Содействие администрации позволило караимам упрочить своё экономическое и правовое положение. Караимы получили различные права и свободы. С другой стороны, в их отношении усиливалось налоговое бремя.
Разъяснение вопроса
Из-за расширения Российской империей в ней начался активный рост численности еврейского населения. Манифест 4 декабря 1762 года разрешал евреям право на жительство в Новороссийском крае. До 1827 года в этот регион вьехало несколько десятков тысяч евреев.
Расселение евреев в Российской империи
Все переселенцы в Крым освобождались на полтора года от уплаты податей и на три года от постоя войск. Также им передавался скот, оставшийся от эмигрировавших крымских татар.
- По данным составленного в 1784 г. генерал-поручиком бароном О. А. Игельстромом «Камерального описания Крыма», на полуострове всего проживало 140 тыс. человек; из них – более 50 тыс. мужчин нехристианского населения, в том числе и 1407 «жидов» (евреев-раввинистов, крымчаков, а также караимов) - Лашков, Ф. Ф. (1916). К вопросу о количестве населения Таврической губернии в начале
XIX столетия. Известия Таврической учёной архивной комиссии, 53, с.159.
23 декабря 1791 года императрица Екатерина II подписала указ «О предоставлении евреям прав гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической губернии». По нему, евреям разрешалось постоянное жительство в Белоруссии и Новороссии, однако запрещалась запись в купечество в центральных районах.
В 1794 году евреи получили право на проживание в в Киевской, Черниговской и Полтавской губерниях. Однако, для них устанавливалась двойная норма налогообложения. Зато евреи, состоявшие в купеческом и мещанском сословиях в местностях, где «им жительство, торги и промыслы дозволены», получили, в соответствии с указом от 21 января 1796 г., право на откуп (по 500 руб. за 1 чел.) от рекрутского набора.
Караимы Крыма и Новороссии
В Крым также переезжают другие караимы. Так, во второй половине XVIII века в Крым переехала группа караимских интеллектуалов из западноукраинского Луцка. Это связано со снижением экономической активности в караимских общинах Польши и Литвы, экономическим ростом в Новороссии.
Российская администрация выделяла караимов Крыма среди евреев, обозначая как «евреевкараимов». Караимы просят власти об освобождении от уплаты двойного налога. В 1795 году в Санкт-Петербург отправилась делегация караимов для подачи ходатайства. 8 июня 1795 г. по рескрипту императрицы Екатерины II крымских караимов освободили от двойного налогообложения, уплаты «рекрутских» денег и солдатского постоя.
Благодаря этому караимы стали широко распространяться по всей Новороссии. А вслед за ними потянулись и евреи-раввинисты. В 1845 году по всей Новороссии караимов было 3751 человек, а евреев-раввинистов – 95 787.
Ужесточение политикии в отношение евреев при Николае I
В 1829 году Николай I ужесточил политику в отношении евреев. Всем евреям, кроме служащих в армии и флоте приказали покинуть Севастополь и Николаев. Это не касалось Караимов, для которых:
- «все сии меры не должны относиться до Евреев Караимов, коим отнюдь не запрещается жить и владеть собственностью в Севастополе и Николаеве на прежнем основании».
Евреев, кроме того выселили из Ялты, Курляндии, и Киевской губернии. В 1835 году вышло «Положение о евреях». По нему еврееям воспрещалось селиться в пограничной полосе западных губерний. Также разрешалось выезжать в другие регионы из мест проживания только по специальным паспортам на срок не более шесть недель.
В 1840 году вышел указ о запрещении евреям носить традиционную одежду. Кроме стариков возрастом от 60 лет.
В то же время, караимы отдельными указами освобождались от всех этих требований:
- «…предпринятые доселе меры ограничений касались только Евреев раввинистов, но отнюдь не караимов, которые, не принадлежа к еврейскому населению и не разделяя с ними Талмудических заблуждений, следуют учению Ветхого Завета, и которых Правительство всегда отличало от Евреев по известным их правилам и трудолюбию» - РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 565. Л. 28–28 об., 30 об.
Такие меры в начальный период привели к увеличениею караимов в Новороссии. Но позже, евреи-раввинисты добились улучшения своего положения и стали стремительно увеличиваться в численности.
Так, в 1796 году в Таврической области 800 евреев-раввинистов и 2300 караимов. К 1860 году в Таврической губернии численность евреев 10 907 человек, караимов – 3717 человек.
Итоги
По видимому, предоставляя караимам более шикроие права царская администрация хотела, чтобы евреи переходили в караимизм. Так они надеялись получить трудолюбивых жителей и избежать широкого распространения ортодоксального иудаизма в пику православию.
Однако, такая политика ни к чему не привела. Ужесточение требований к евреям привело к консолидации иудейской общины, которая сплоченно и всеми законными методами добивается улучшения своего положения. Чего в конце-концов и добилась!
Материал подготвлен на основе статьи Д.А.Прохорова и Е.В.Латышевой ИУДЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ КРЫМА И ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (КОНЕЦ XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА).